ПИВОВАРЫ В ОЖИДАНИИ ПРИГОВОРА

Летом 2004 года российская Госдума проголосовала за радикальное ограничение рекламы пива. Депутаты не могли смириться с тем, что навязчивая и агрессивная реклама пива практически делает его чрезвычайно привлекательным для потребления. Отсюда – проблемы с распространением алкоголизма. Совет Федерации одобрил поправки в федеральный Закон «О рекламе», а позже законопроект подписал и Владимир Путин.

БРАТЬЯ-БЛИЗНЕЦЫ

Белорусский закон о рекламе – почти брат-близнец российского документа, так как создавался с его помощью. Нашему закону даже похожую судьбу пророчат. Он успешно преодолел барьер первой инстанции – Палаты представителей, понравился верхней палате Парламента – Совету Республики. Теперь дожидается (и, как говорят, дождется) подписи Александра Лукашенко. Что дальше? А дальше цепочка совпадений может продолжиться. Но чего-то хорошего в этом можно и не нащупать.

ПАДЕНИЕ ПРОДАЖ

Среди целого ряда ограничений, российский закон почти уничтожил рекламу пива на радио и телевидении. Поправки в Федеральный закон вступили в силу осенью 2004 года. Вскоре пивовары зафиксировали рекордное падение продаж. В октябре реализация пива упала в среднем на 18% по сравнению с сентябрем, тогда как обычно сезонное снижение продаж не превышало 10%. Участники рынка (не все) усматривали в произошедшем прямую связь с ограничением рекламы пива. После принятия поправок сразу несколько крупных пивоваренных компаний отказались от спонсорства спортивных мероприятий. В частности, «Балтика», как писали российские СМИ, перестала поддерживать трансляции матчей российской футбольной премьер-лиги и отказалась от Кубка Балтики. Поправки вынудили руководство НТВ и НТВ+ договариваться с УЕФА о возможности трансляций матчей Лиги чемпионов без рекламы пива. Кроме того, именно из-за изменения правил рекламы пива Россия (ходили и такие разговоры) проиграла право провести финал Лиги чемпионов 2007 года.

Позже Совет федерации слегка одумался и предложил внести новые поправки в Закон «О рекламе», которые должны были стимулировать пивоваренные компании вновь начать спонсирование крупных спортивных мероприятий и отдельных команд. Согласно этим поправкам, ограничения рекламы пива не распространяются на трансляцию международных и общероссийских спортивных мероприятий с участием спортсменов старше 18 лет. То есть рекламу пива внутри спортивных программ все же разрешили. По горячим следам, так сказать, поняв, что не все в законе гладко.

САХАР ТОЖЕ НЕБЕЗВРЕДЕН

Белорусский вариант «Закона о рекламе» тоже содержит достаточно ограничений, чтобы прогнозировать потрясения в пивной отрасли. Но некоторые пивовары пока держат пальцы скрещенными. Например, директор «Пивзавода «Оливария» Николай Дудко хоть и не предполагает, «как будет развиваться рынок в конце этого года, начале следующего, но настроен увеличить производст-венные мощности с 3,7 до 6 млн дал в год. «Пока закон не подписала последняя инстанция, мы будем стараться использовать опыт соседей, чтобы привести общество к саморегулированию. Во многих странах проблему злоупотребления алкоголя населением пытаются решить путем переориентации потребителя с крепких напитков на более слабые. Это не обязательно должно быть пиво. Например, сухое вино. Но в Беларуси виноград не растет. Поэтому логично, что напиток, который отвлечет людей от употребления крепкого алкоголя, и есть пиво». Отвлекать есть от чего. По словам Николая Дудко, в Беларуси в последние годы отмечается рост употребления крепкого алкоголя.

У «Оливарии» в прошлом году появилась серьезная поддержка в лице стратегического инвестора – Вaltik Beverages Holding AB (BВН). Это совместное предприятие компаний Carlsberg и Scottish and Newcastle, которое включает 19 пивных заводов в 7 странах Европы. С объемом продаж 46 млн гектолитров ВВН входит в десятку крупнейших пивоваренных компаний в мире. Николай Дудко объяснил «ЭН», что «у ВВН очень большой опыт сотрудничества со многими государствами. В компании умеют показать, каким образом в Европе борются со злоупотреблением алкоголя и доказать необходимость глубоко смотреть на проблему, чтобы разобраться с истинными причинами вреда алкоголя. От злоупотребления соли, сахара ведь тоже возникают заболевания».

Представители ВВН в беседе в журналистами заверили, что знакомы с грозным законом о рекламе, но пока не разделяют опасения пивоваров. Директор по развитию ВВН Эндрю Стивенсон, например, считает, что «у белорусского пивоварения хорошие перспективы». Нам бы их оптимизм.

КАЧЕСТВЕННЫЙ ЯЧМЕНЬ – ДЕЛО ВРЕМЕНИ

Томас Кучинкас – президент ВВН Baltic
– Проблема качества ячменя нам понятна. Мы проходили это в странах Балтии. У нас тоже долго не было хорошего ячменя. На решение вопроса ушло пять лет, и лишь после прихода опытных людей с Запада, которые целенаправленно занимаются таким бизнесом. И в Беларуси эта проблема со временем обязательно решится.

Оставить комментарий