СУХАРИКИ ДЛЯ БРАЙТОН-БИЧ

В погоне за фигурами фотомоделей и кинозвезд современные белорусы все меньше и меньше радуют свежей выпечкой. Создается впечатление, что, начитавшись рекомендаций диетологов в газетах и журналах, многие из нас бросились сгонять лишний вес. Масла в огонь подлила и знаменитая кремлевская диета, где употребление любого хлеба практически сведен к нулю.

Как бы там ни было, но потребительские предпочтения жителей республики меняются прямо на глазах, что вовсе не добавляет оптимизма местным производителям тортов и караваев. В последние годы хлебозаводы всерьез занялись технической модернизацией и обновлением своего ассортимента, пытаясь угнаться за вкусами «продвинутых» потребителей. И, надо заметить, достигли некоторых успехов. О белорусской выпечке постепенно узнают даже за пределами страны.
ДОГОНЯЕМ ФРАНЦУЗОВ

Сегодня среднестатистический минчанин съедает в день 170 г хлеба, или 62 кг за год. Много это или мало? На фоне других европейских стран мы здесь сильно не выделяемся. Так, чемпионами континента по потреблению хлеба являются немцы, которые ежегодно уминают по 87 кг выпечки. Причем, если жители южных земель ФРГ предпочитают пшеничный хлеб, то северяне – ржаной. На втором и третьем местах среди европейских потребителей хлебобулочных изделий идут Швеция и Дания – свыше 70 кг в год на каждого жителя. А вот во Франции, также славящейся прекрасным хлебом и изысканными булочками, на каждого гражданина приходится порядка 54 кг выпечки. В этом смысле мы их уже почти догнали.

Сколько на самом деле нужно кушать хлеба для поддержания здоровья, сказать сложно. Со страниц СМИ на этот счет сегодня звучат самые разные мнения. Сами хлебопеки называют медицински оправданной цифру ежесуточного потребления 300-400 граммов. Если исходить из нее, то белорусам следует усилить хлебную составляющую своего нынешнего рациона как минимум вдвое.

Однако в реальности тенденция выглядит с точностью до наоборот. Как сообщила главный технолог КУП «Управление пищевой промышленности Мингорисполкома» Людмила ПОРУКЕВИЧ, сегодня производственные мощности 7 столичных хлебозаводов, входящих в КУП «Минскхлебпром», составляют более 500 тонн изделий в сутки. В прошлом году они выпустили 134 тыс. тонн хлебобулочных изделий и 7,8 тыс. тонн кондитерских лакомств (пряники, печенье, торты, пирожные). Их качество неизменно на высоте: проверки, проведенные на столичных хлебозаводах, за прошлый год не забраковали ни одного изделия. Тем не менее торговля сейчас заказывает выпечки у производителей на 20-25% меньше, чем прежде. Кризис сбыта налицо.

МИНЧАНЕ ПЕРЕХОДЯТ… НА ПЛЮШКИ

Очевидно, что белорусы заметно откорректировали свое меню. Первый заместитель генерального директора КУП «Минскхлебпром» Юрий СТЕПЕНКО отмечает, что потребление хлеба у нас снижается по вполне объективным причинам. Где же выход? Чтобы увеличить объемы продаж столичные хлебопеки сегодня трудятся над принципиально новыми видами продукции – хлебом функционального назначения (с пищевыми волокнами, экстрактом зеленого чая, отрубями), хлебом диетическим и т.д. На прилавках магазинов уже появились готовые основы для пиццы, торты с длительными сроками хранения, новые бисквитные изделия и оригинальные вафельные торты. Одним словом, ассортимент хлебозаводов тоже меняется прямо на глазах.

Подобная маркетинговая перестройка уже принесла свои плоды. На фоне общего падения спроса некоторые из товарных позиций хлебозаводов неожиданно пошли в рост. Например, поднялись как на дрожжах продажи сдобных булочных изделий – плетенок, плюшек с разными посыпками. В прошлом году их выработка увеличилась в 1,4 раза. Также очень сильно вырос спрос на изделия в маленькой расфасовке – 100 г и менее. Здесь также выделяются булочки с разными начинками – 100, 80 и 70 г. Набирают популярность и без­дрожжевые сорта хлеба, которых на объединении разработано 8 наименований. В общем, свои «точки роста» у столичных хлебопеков все-таки наметились.

ЗА ГРАНИЦЕЙ «ХИМИЧАТ» БОЛЬШЕ

Подбор ингредиентов для выпечки у минчан всегда очень тщательный, с преобладанием натуральных продуктов. Различной новомодной химии – минимум. Белорусы по-прежнему придерживаются традиционных технологий, чего, увы, не всегда скажешь о продукции их коллег из ближнего зарубежья. Например, в Москве большинство хлебозаводов частные, и, преследуя максимальную выгоду, многие их них сократили свой ассортимент, утратили технологии длительного изготовления хлеба (8-24) часа. В итоге, готовый продукт настоящим ароматом и вкусом не отличается. А ведь известно, что истинный хлебный аромат сам по себе состоит из 60 компонентов!

Впрочем, не все за границей так уж мрачно. У тамошних технологов иной раз не грех и поучиться. Скажем, британские ученые из Университета Варвика недавно разработали новый сорт хлеба, который содержит в большом количест­ве минерал селениум, который стимулирует выработку спермы. Идея создания такого продукта пришла после исследований, в результате которых было обнаружено, что потребление этого минерала мужчинами в два раза меньше нормы. К сожалению, в продаже на Туманном Альбионе он появится не ранее, чем через четыре года. В Беларуси, где с рождаемостью дела не ахти, такая своеобразная «хлебная виагра» тоже пришлась бы очень кстати.

С РАСЧЕТАМИ – БЕДА

Между тем нынешний белорусский хлеб, особенно его заварные сорта типа «Нарочанского», хорошо расходятся в Москве и Санкт-Петербурге. Всего в прошлом году КУП «Минскхлебпром» экспортировал за рубеж около 500 тонн своих изделий на $314 тыс. Конечно, это совсем немного, но ведь и продукция специфическая: особо далеко пышущий жаром каравай не увезешь. Хотя есть отдельные примеры удачных, пусть и небольших по объему, продаж в США: минские сушки и сухари полюбились русскоязычной диаспоре Нью-Йорка. Видимо, на Брайтон-Бич еще многие помнят популярные лакомства эпохи СССР. Кстати, и в Канаде их также высоко оценили украинские эмигранты.

Но экспорт, увы, сегодня погоды не делает. Основную часть продукции минские хлебопеки реализуют в столице, хотя кое-что поставляется и за ее пределы. Однако доставка хлеба в магазины вовсе не означает, что белорусская торговля вовремя за него расплатится. По словам Юрия Степенко, здесь приходится использовать и уговоры, и судиться, – настолько остро стоит проблема платежей. Правда, если в столице на прижимистую розницу еще есть рычаги воздействия, то что касается периферии… Вся загвоздка в «стратегическом» значении хлебобулочных изделий. КУП «Минскхлебпром» может заблокировать поставки в любой магазин города, но в чем виноваты местные жители, их ведь без хлеба не оставишь? Некоторые торговцы этой ситуацией пользуются. Знают, что дальше разговоров дело не пойдет…

В то же время фирменная торговля объединения, состоящая из 11 магазинов и нескольких мини-пекарен, при всем желании не может обслужить всех минчан. Прибыли она особой не приносит из-за куцей торговой наценки. А расширять дальше собственную розничную сеть производителю очень сложно, и не только по финансовым причинам. Слишком уж много тут организационных «подводных камней». Тем не менее некоторые новшества все-таки ожидаются. Скоро КУП «Минскхлебпром» намерен открыть первый магазин-склад для индивидуальных предпринимателей. Планируется, что там, сразу в одном месте, можно будет купить за наличный расчет и мелким оптом продукцию всех столичных хлебозаводов.

Оставить комментарий