МЕЧТА РОМАНТИКОВ

Небо остается небом – завораживающим, желанным. Голубой осколок мечты, в котором хочется утонуть. Божественные детские сновидения, когда ноги отрываются от земли, и ты летишь, задевая руками облака.

Но изо дня в день, из столетия в столетие, человек неизменно продолжает топтаться по земле, заниматься обустройством собственного жилища: клеить обои, варить борщ, протирать пыль. Иногда он задирает голову вверх, и замечает блеск созвездий в течение туч. Но даже ребята из группы «Браво» все-таки думают о деньгах, когда вещают со сцены: «Любите, девушки, простых романтиков, отважных летчиков и моряков…». Налюбовавшись звездами, люди опускают глаза в пол и бредут спать. И только численные безумцы не отворачиваются, не отвлекаются. Они, как и прежде, смотрят в небо, как будто в небе «есть покой».

КРЫЛЬЯ И ШПАТЕЛЬ

В полутора километрах от Могилева в лесном массиве приютился «Могилевский аэроклуб» имени А.М.Кулагина. Рожденный в 1935 году, он один из немногих, которому удалось сохраниться к началу XXI века. Сегодня здесь обучают спортсменов-летчиков и курсантов Военной академии РБ. В день моего приезда в аэроклуб с утра шел снег. Одноэтажное здание аэроклуба казалось опустевшим. И лишь изредка в коридоре появлялся человек, который выныривал из одного кабинета и пропадал в двери другого. Летный сезон открылся 28 марта. Однако сегодня полеты отменили. И дело даже не в погоде, условия-то летные, просто выделенный аэроклубу бензин уже на исходе. Вместе с Людмилой Павловой, мастером спорта СССР по высшему пилотажу, а ныне командиром самолетного звена, мы идем по узкому коридору аэроклуба. «Наш аэроклуб предназначен для проведения учебно-тренировочных полетов, – рассказывает Людмила Павлова. – Мы единственные в республике, кто занимается подготовкой спортсменов-летчиков». Остановившись у одной из дверей, Людмила Николаевна продолжает: «Здесь у нас находятся учебные классы и казармы. Спортсмены сейчас тут не проживают, потому что у нас капремонт. По мере выделения средств пытаемся что-то делать. Все своими силами. В основном, сами ремонтируем, никого не нанимаем. Сегодня полеты отменили, так что будем убирать территорию». Когда я спрашиваю, почему члены аэроклуба делают ремонт сами, Людмила Николаевна отвечает: «Что нам денег много дают? В стране ведь всякого рода трудности и вообще…. Но и на том спасибо, что хоть столько дают». Мы выходим на улицу и направляемся в сторону самолетного парка. «После перестройки, думали, закроют аэроклуб. Но умудрились как-то выжить. У нас ведь богатая история. Сначала были планера, потом спортивные самолеты. Был, правда, перерыв, когда спортивные самолеты у нас забрали. Оставили только ЯК-12 под маршрутные полеты. Они не пилотажные. Хотя раньше самыми лучшими пилотажниками считались белорусы. К нам все приезжали учиться. Была хорошая команда, которая держала первенство по Союзу», – мы идем вдоль широкого зеленого поля, по краю которого в линейку выстроились самолеты.

БЕНЗИН И «ДЕНЕЖНЫЕ МЕШКИ»

Я обращаю внимание Людмилы Николаевны на кучку стоящей в сторонке авиатехники: вертолетов без винтов, самолетов с дырявыми крыльями. «Это АН-2. Мы их забирали, когда закрывался то ли Светлогорский, то ли Гомельский аэроклуб. Не все ведь аэроклубы выжили после развала СССР. С 1992 года мы пересели на вертолеты МИ-2. Пролетали на них 4 года. В 1996-м, после того, как был организован Авиационный факультет, опять стали летать на самолетах благодаря Военной академии. Она нам помогла финансово. Денег хватило и на курсантов, и на спортсменов. За счет этой поддержки мы и выжили как самолетный аэроклуб». «Понимаете, – обращается ко мне Людмила Павлова, – самолетный спорт – это довольно дорогая штука. Требует затрат. И человеческих, и материальных. Самолет летает, его надо регулярно ремонтировать. А ремонт делают только в Шахтах, Ростовская область, Россия. С каждым годом они ремонтируют самолеты все хуже и хуже. Пытаемся договориться с ивановским заводом. В Беларуси же не производят ремонт самолетов. Детали все равно надо закупать, а для того, чтобы делать ремонт, нужна определенная технологическая линия. Деньги, конечно, выделяются. Но в стране сейчас трудности. С бензином и со всем». Попасть в «Могилевский аэроклуб» не так-то просто. Для того чтобы заниматься авиационным спортом, нужно пройти серьезную медкомиссию. Но, как говорит Людмила Николаевна, радует одно – занятия до сих пор бесплатные. С оговоркой «пока». «Если мы сделаем спорт платным, я думаю, у нас молодежь исчезнет. Фактически не останется спортсменов. Чтобы летать за деньги, надо иметь большую зарплату. Час налета на нашем самолете стоит около 150 долларов. А ведь спортсмену нужно 30 часов программы, чтобы научиться летать. Считайте, сколько получится. Будут летать только «денежные мешки»».

ПОЛЕТ В «НИКУДА»

Людмила Павлова работает в аэроклубе с 1991 года. Свой первый полет совершила в 1983-м. Впечатление от полета осталось неоднозначное. «Он мне вообще не понравился. Вроде бы теорию знаешь, но когда взлетела, все начало гудеть, почувствовала высоту. Стало страшно. Меня даже начало подташнивать. Лечу и думаю: «Для чего тебе все это? Ты столько времени убила, и теперь тебе так нехорошо». Потом были еще полеты. Прикипела душа, на всю жизнь и осталась». О настоящем спортивной авиации Людмила Николаевна говорит с долей сожаления: «Раньше люди были по-другому воспитаны. Нравится – летаешь. Какая разница, какая у тебя зарплата? Сейчас же из года в год все тяжелее и тяжелее. К примеру, «олимпийцы» получают стипендию. Они могут тренироваться и не думать о работе. У нас же: сам себя корми, успевай летать и пытайся выкручиваться. Мне лично жаль, если в нашей стране не останется спортивной авиации».

В ПРОЛЕТЕ?

В кабинет начальника «Могилевского аэроклуба» Ивана Касима постоянно кто-то входил. С бумагами, обращениями, последними метеосводками. Иван Иванович был озадачен сюрпризами погоды и решал, на какой день перенести полет. «Главное направление аэроклуба – подготовка спортсменов, – говорит мне Иван Иванович. – В нашем распоряжении имеются самолеты ЯК-52 и ЯК-55. Ведем работу по приобретению ЯК-54. Итого, мы имеем 14 рабочих самолетов. Есть на чем летать. Но тяжелое финансовое положение отвело подготовку спортсменов на второй план. Хотя мы удержали этот профиль. За последние шесть лет подготовили подрастающую смену. Есть четыре человека, которые выступают на чемпионатах России. В первой лиге. Больше нам никуда не удалось вырваться». Столь узкая география выступлений объясняется следующим. «Для участия в европейских соревнованиях, – рассказывает Иван Касим, – нужны крупные финансовые затраты. Надо отрывать время, чтобы пройти подготовку в учебном центре в Минске на базе Гражданской авиации. Получить сертификат. Иметь лидерный самолет, потому что наши ЯК-55 навигационным оборудованием не оснащены. Можно было бы арендовать у россиян, но это тоже финансово тяжело. К тому же на европейских соревнованиях действуют крупные взносы. В прошлом году с каждого участника просили 900 евро. Поэтому за всю историю существования суверенной Беларуси наши спортсмены ни разу не принимали участия в европейских соревнованиях».

РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ МЕЧТАТЕЛЕЙ

Романтики, которых должны повально любить девушки, сидели в учебном классе и чертили графики полетов. Спортсмены-летчики Виталий Шамардин и Денис Шкаренда сосредоточенно разлиновывали листы ватмана. Перворазрядники спортивной авиации работают в «Могилевском авиацентре» летчиками-инструкторами. Себя считают энтузиастами и отчасти сумасшедшими. Виталий и Денис не раз участвовали в чемпионатах Украины и России. «Российский чемпионат – это маленький чемпионат мира, – делится своими впечатлениями Виталий Шамардин. – Россияне классные летчики. Асы, которые пролетали чисто «на спорт» по 20-25 лет. Они не работают инструкторами, как мы. Только тренируются. Мы же совмещаем спорт с работой, поэтому на соревнованиях обычно в середине рейтинговой таблицы». Как оказалось, спортсмены-летчики не особенно суеверные. Перед полетом не крестятся и не забивают себе голову, какого цвета кошка им перебежала дорогу. Но есть и общие приметы, свойственные всем спортсменам-летчикам. Не фотографироваться перед вылетом. И обязательный тост «за тех, кого с нами нет» в праздники. У Виталия и Дениса общая мечта: выступить на Чемпионате мира и получить мастеров спорта. Опыт выступлений в Украине показал, что если украинцы достойно выступают на Чемпионате мира, то и мы сможем. Мы их ничуть не хуже. Мечта романтиков заполнила учебный класс, зависла в воздухе, а потом проскользнула сквозь дверные щели. В реальности остались прежние листы ватмана, проблема с бензином и затянувшийся капремонт…

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Николай

Жаль, что не встретил фамилий инструкторов периода 1969 — 1970г.г.
Смотрикова И.
Гинтафт Н.В.