КАК ИДТИ УЧИТЬСЯ…

Молодых людей, решивших связать свою жизнь с получением высшего образования, ожидает горячая пора – тестирование. С чего начинать путь в жизнь, как ориентироваться в бездне подводных течений и запутанных лабиринтов, «ЭН» попыталась разобраться вместе с председателем постоянной комиссии по образованию, культуре, Науке и научно-техническому образованию Палаты представителей Владимиром ЗДАНОВИЧЕМ.

Естественно, подготовка к поступлению в высшее учебное заведение начинается со школьной скамьи. В 11-м классе подготовка к поступлению в вуз приобретает реальные черты. Будущие абитуриенты отшлифовывают свои знания, в том числе при помощи репетиторов, прикидывают подходящие для себя специальности и подбирают конкретные вузы.

«Введение тестирования нанесло мощнейший удар по коррупции при поступлении в высшие учебные заведения, – говорит Владимир Зданович. – Если преподаватели практически привязаны к конкретной аудитории, если все происходящее на тестировании фиксируют видеокамеры, видеокамеры стоят даже в туалетах, – тогда всякое «блатное» решение вопроса с поступлением невозможно». В советские времена в отдельных вузах на годы вперед было расписано, кто из знакомых куда и в каком году поступает.

РЕПЕТИТОРСТВО – НЕ ПАНАЦЕЯ

К репетиторам можно относиться по-разному. Некоторые видят в них панацею ото всех бед. Но так ли это, если за 45 минут занятия берут обычно от 10 долларов США и выше, а будущий абитуриент просто не желает учиться? В этом случае не поможет ни репетитор, ни кто-то другой.

«Настоящих репетиторов, ответ­ственно относящихся к своим обязанностям, кто на самом деле способен на высоком уровне подготовить детей к поступлению, не так уж и много. В любом городе и районе их знают поименно. Обыкновенно это творческие учителя с большим стажем работы, являющиеся лучшими представителями профессии, великолепно знающие школьную программу, содержание вступительных испытаний за многие годы, имеющие опыт работы в приемных комиссиях. Причем они никогда не обещают гарантированное поступление в вуз после 5-10 занятий, а индивидуальные регулярные (1-2 раза в неделю) тренинги проводят в течение 6-12 месяцев исключительно по одному предмету. Да и свою работу они оценивают в рамках приличия. Глубоко ошибается тот, кто считает, что на такой подработке можно разбогатеть. Минск не беру в расчет, а вот на периферии страны астрономический час стоит не более 2 долларов, т.е. на уровне стоимости школьного урока. А ведь репетиторство – это сложная, «высокотехнологичная» работа, требующая особых умений, и она должна хорошо оплачиваться», – говорит В.Зданович.

КАК В БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ...

С осени 2006 года по 25 апреля уже года 2007-го проходят так называемые «подготовительные тесты». Подготовительные тесты – это практически те же тесты, на основании которых абитуриенты зачисляются на учебу в вуз. «Пробное тестирование – это возможность проверить свои силы на практике. Причем пробные тесты буквально копируют условия, в которых проходят уже настоящие тесты, максимально приближены к боевым условиям, как мы говорим», – рассказывает В.Зданович.

Пробные тесты проводятся практически в каждом большом вузе. Тесты охватывают проверку знаний не по двум-трем предметам, а по 10 и больше. Но это удовольствие небесплатное: прохождение пробного теста по одному предмету стоит 16.100 белорусских рублей. Это вполне подъемная сумма даже для тех абитуриентов и их родителей, чье материальное положение, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

«Тесты позволяют выявить белые пятна в знаниях абитуриента, определить направление, в котором следует идти дальше, и вообще узнать: а следует ли идти учиться на определенную специальность? Может, если абитуриент, к примеру, не блещет в точных науках, ему следует переориентироваться на гуманитарные дисциплины?» – считает депутат.

АЛЬТЕРНАТИВА ПРОБНОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ

Если у абитуриента совсем плохо с материальным положением – можно приобрести учебники по тестированию. Такой вариант обойдется раза в три дешевле пробного тестирования.
Подобные учебники содержат тесты, предлагавшиеся в 2006 году на централизованном тестировании, и, естественно, ответы на них. Обычно предлагаются 10-14 вариантов.
К сожалению, апелляции по тестам законодательство не предусматривает.

РЕАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Затем наступают непосредственно «боевые действия» – централизованное тестирование. Регистрация абитуриентов для участия в централизованном тестировании будет проводиться в период со 2 мая по 1 июня 2007 года.
Чтобы принять участие в централизованном тестировании, следует направить заявление на имя председателя приемной комиссии. Заявление можно подавать не обязательно в тот вуз, в котором абитуриент предполагает учиться. Для молодых людей, живущих за пределами Минска и крупных городов, есть выбор. Абитуриенты могут выбирать местом прохождения тестирования тот вуз, который находится ближе в географическом плане от местожительства абитуриента. А затем, имея на руках результаты тестирования, просто привезти их уже в вуз, где абитуриент предполагает получать образование.

ЕСЛИ СЛУЧИЛОСЬ НЕПРЕДВИДЕННОЕ...

К сведению всех абитуриентов: при прохождении централизованного тестирования предусмотрен «резервный день» – если у абитуриента возникают непредвиденные обстоятельства. Если, к примеру, абитуриент опоздал к началу тестирования. Приноси справку из депо, что, действительно, автобус (троллейбус) опоздал по каким-то причинам – и абитуриент получает возможность пройти тестирование в другой день. Но если абитуриент не проходит два-три тестирования, тогда, понятное дело, человек выбывает из игры.

«Обычно приемные комиссии очень лояльно относятся к абитуриентам. последние идут к руководителю приемной комиссии или к председателю комиссии по контролю за ходом вступительных экзаменов, объясняют ситуацию и получают право пройти тестирование в другой день», – говорит В.Зданович.

Специально для таких случаев, чрезвычайных ситуаций, существует «резервный день». В 2007 году этот дополнительный день выпал на 4 июля, среду. «Но в этот день абитуриент может сдать только один тест – два или три уже никак не пройдешь», – сожалеет депутат.

Но, опять-таки, чтобы получить допуск для сдачи тестирования в резервный день, следует подать заявление в приемную комиссию с просьбой допустить до тестирования по такому-то предмету, поскольку в назначенный день по определенной причине не смог этого сделать. Специально для этого определены сроки перерегистрации: с 25 июня по 30 июня включительно, то есть неделя. И заявления эти подаются в шести вузах: Брестском государственном техническом университете, Гродненском государственном университете, Витебском государственном технологическом университете, Гомельском государственном техническом университете имени Сухого, Белорусско-Российском университете и в БГУ – для минчан. 4 июля тестирование будет проходить непосредственно в главном корпусе БГУ.
А дальше – подача документов с результатами тестирования в конкретный вуз на конкретную специальность.

ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ БЕЛАРУСИ ПРОЙДУТ С 28 МАЯ ПО 9 ИЮНЯ

Нынешним летом выпускные экзамены для учащихся ХI (XII) классов пройдут в письменной форме: 29 мая – математика (в классах с изучением математики на базовом и углубленном уровнях), 31 мая – диктант по белорусскому языку (в классах с изучением белорусского языка на базовом, повышенном и углубленном уровнях), 31 мая – диктант по русскому языку (в классах с изучением русского языка на базовом и повышенном уровнях), 5 июня – диктант по белорусскому языку (в классах с изучением белорусского языка на базовом и повышенном уровнях), 5 июня – диктант по русскому языку (в классах с изучением русского языка на базовом, повышенном и углубленном уровнях), 7 июня – математика (в классах с изучением математики на базовом и повышенном уровнях). Девятиклассники также будут сдавать устно историю Беларуси.

Учащимся ХІ (ХІІ) классов предстоит сдать: 28 мая – изложение по белорусскому языку (в классах с изучением белорусского языка на базовом или повышенном уровнях, отзыв на литературное произведение в классах с изучением белорусского языка на углубленном уровне), 28 мая – изложение по русскому языку (в классах с изучением русского языка на базовом или повышенном уровнях), 30 мая – математику (в классах с изучением математики на базовом и углубленном уровнях), 1 июня – изложение по белорусскому языку (в классах с изучением белорусского языка на базовом или повышенном уровнях), 1 июня – изложение по русскому языку (в классах с изучением русского языка на базовом или повышенном уровнях, отзыв на литературное произведение в классах с изучением русского языка на углубленном уровне), а 4 июня – математику (в классах с изучением математики на базовом и повышенном уровнях).

Кроме двух обязательных – белорусского (русского) языка и математики – ученикам ХІ (ХІІ) классов предстоит выбрать третий экзамен, который они будут сдавать только в устной форме. В этот список входят все предметы из учебного плана – белорусский (русский) язык, дисциплина «Мова нацыянальнай супольнасцi», литература, иностранные языки, история Беларуси, Всемирная история, география, биология, химия, физика, астрономия, информатика, мировая художественная культура, предмет «Человек. Общество. Государство», курс по профессиональной подготовке, а также «Физическая культура».

Как и в минувшем году, тексты и задания для проведения письменных экзаменов будут объявлены по радио и телевидению в день испытаний.

ПАРТНЕРЫ БЕЛОРУССКИХ ВУЗОВ

В 2006 году значительно расширилась сфера научного и научно-технического сотрудничества белорусских университетов с зарубежными парт­нерами. Вузы Беларуси взаимодействуют с научными организациями и университетами 57 стран мира в рамках более 600 договоров. Самыми крупными партнерами наших вузов являются научные учреждения России, Польши, Украины, Германии и Китая.

Объем выполненных работ и поставленной на экспорт продукции в период с 2001-го по 2006 год достиг $17,8 млн. В 2006 году экспорт научно-технической продукции осуществлялся 12 вузами в 27 стран ближнего и дальнего зарубежья и составил около $3 млн. Активно включаются во внешнеэкономическую деятельность региональные вузы (БелГУТ, ПГУ, БРУ, ГГТУ, ВГТУ, ГГУ, ГрГУ).

«Для увеличения экспорта создана коллективная экспозиция научно-технических разработок и инновационной продукции Министерства образования, – подчеркнул первый замминистра Александр Жук. – В 2006 году экспозиция представлялась на 32 выставках и ярмарках в Беларуси, а также в России, Украине, Латвии, Казахстане, Китае, Иране, Иордании, Индии, ЮАР, Германии. Многие разработки отмечены медалями, дипломами, грамотами. Поступления от международных контрактов превысили затраты на выставочную деятельность более чем в пять раз.

Самую активную работу по продвижению научно-технических разработок вузов на зарубежные рынки ведут Белорусско-Латвийский центр трансфера технологий и Белорусско-Китайские научные центры с провинциями Китая (Хэнань и Цзилинь), созданные на базе Технопарка БНТУ «Метолит».

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!