ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕТОД

Сотрудники ГАИ пока не решаются однозначно сказать, будут ли от новых штрафов какие-то существенные изменения, станет ли движение на минских дорогах безопаснее. Трудно судить: не прошло даже месяца с момента вступления в силу нового Кодекса административных правонарушений, все еще нет статистики о совершенных в марте ДТП и количестве пострадавших в них, чтобы сравнить цифру с предыдущим месяцем.

Есть только негодование автолюбителей по поводу невообразимых размеров штрафов да плачущие водители у кабинета начальника ГАИ, которые клянутся, что все осознали. Стало ли движение безопаснее? Сбавили ли автолюбители скорость, стали ли осторожнее?

Своими наблюдениями и размышлениями делится с корреспондентом «ЭН» Сергей ОВЧИННИКОВ, руководитель высшей школы водительского мастерства Университета физической культуры, мастер спорта по автоспорту.

– Сергей Олегович, не слишком ли жестки меры наказания? Единственный ли это метод заставить людей соблюдать ПДД?
– Не единственный, но, пожалуй, самый действенный метод, у нас происходит слишком большое количество ДТП. Сам иногда удивляюсь, какие вижу порой нарушения, что творят водители на дорогах! Причем некоторые из этих нарушений нужно наказывать только самыми жесткими мерами. Ну как можно оправдать водителя, который, подъехав к перекрестку, где горит красный, смело пересекает его? Просто поехал дальше, не останавливаясь. Может, это только у меня такое воспитание, но мне, например, даже в голову не пришло бы сразу повернуть налево, подъехав к круговому движению. Или вот еще: еду по кольцевой, а мне навстречу по первой, по моей полосе едет машина! Да, я понимаю, что на желтый сигнал лучше иногда проехать, чем резко тормозить, но ехать по встречке… Я считаю, что такие наглые нарушения должны караться жестко. Кому будет приятно ехать под горку и, почти забравшись на нее, увидеть, что тебе навстречу в «лобовую» выскакивает машина? Никому, особенно если сам соблюдаешь правила.

– А вы заметили за собой перемены в стиле вождения, стали ли ездить аккуратнее?
– Думаю, что да. Не скажу, что я никогда не нарушаю, это было бы неправдой, но я не злостный нарушить. Даже меня новые штрафы все-таки сдерживают. И все мои знакомые в один голос говорят, что стали ездить медленнее, стали меньше нарушать.

Это вполне естественно, такие большие штрафы не могут радовать автолюбителя, лишних денег ни у кого нет. Хотелось бы, чтобы ГАИ имела возможность подходить к рассмотрению каждой ситуации более вдумчиво, а не «лепить» всем подряд одно и то же наказание, да по верхней планке. Все должно быть разумно.

– Обидно, когда штраф достается за нарушение, совершенное по вине чьей-то неопытности. На дороге полно непредсказуемых моментов. Как научиться предвидеть их, чтобы даже не по своей вине не попасть в ДТП?
– Предсказать все нельзя, но очень многое можно. Опытный водитель и отличается от неопытного тем, что способен заранее продумать и предвидеть практически любую ситуацию. Хорошего водителя спасает предсказание ситуаций и мастерство выхода из них. Правильный выход из экстремальной ситуации зависит от наработанных рефлексов. Иногда бывает, водитель сделает что-то машинально, авария миновала и только потом человек сможет до конца понять, насколько четко и слаженно он действовал в опасной ситуации. Если эти рефлексы работают нормально, то от большинства ситуаций можно себя застраховать. На дороге всегда нужно думать и уметь заранее распознавать опасности. Они, как правило, видны. Например, водитель суетится, перестраивается из ряда в ряд. В машине сидят молодые ребята и слушают громкую музыку. Новички всегда заметны либо знаками «70», либо своими неуверенными движениями. Такой водитель может резко затормозить или перестроиться, не посмотрев в «мертвую зону». Еще один опасный автолюбитель, который только сейчас, когда наступила весна, выезжает из гаража в сторону дачных поселков. «Жигули» или «Москвичи» обычно густо засажены рассадой, а на крыше, как правило, находится мебель, предназначенная для загородного дома, их зеркала заднего вида все еще в пыли с прошлого года. Рефлексы у такого водителя уже утрачены, поэтому трудно предсказать, что он сделает в следующий момент. Как только мы распознали опасную машину, лучше держаться он нее чуть дальше или опередить ее. Другие участники едут более-менее прогнозируемо, хотя порой не думают об окружающих. Все водители знают про «мертвую зону», но многие и не думают о том, что нужно уметь самому не попадать в нее. Если ваш передний бампер находится на уровне средней стойки автомобиля и вы находитесь от него с правой стороны, то определенно вы – в «мертвой зоне», другой водитель может не увидеть вас, перестроиться неожиданно в вашу полосу. Таких нюансов много, и если помнить о них, можно ездить без аварий.

– Целесообразно ли, на ваш взгляд, уголовное наказание за повторное вождение в нетрезвом состоянии?
– Думаю, да, если других вариантов нет. Это наказание было и раньше, если посмотреть в Уголовном кодексе, и всегда предусматривало наказание сроком лишения свободы до 6 месяцев. Кого-то, возможно, это наказание сдержит от беды, может, останутся живы люди. Все должны понимать, когда мы находимся за рулем, мы более всего беззащитны: сидя дома, что с нами может случиться, на наших улице вроде тоже все спокойно. Где чаще всего гибнут и страдают люди? На дорогах и на производстве. Поэтому нужно постоянно помнить, что, держа руль, мы держим и нашу жизнь в руках: нельзя отвлекаться на телефонные разговоры или держать руль одним пальцем – это безразличие к собственной судьбе и жизням окружающих. Если такое отношение к жизни вообще, тогда понятно. Но если вы любите жизнь и цените каждое ее мгновение, тогда к вождению так и нужно относиться: мне есть что терять, я не буду на дороге с кем-то соревноваться, рисковать и что-то кому-то доказывать. Я люблю свою жизнь, и хочется пожить как можно дольше!

Оставить комментарий