«КУПИТЬ СВОЕ» НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, Или чего не хватает у нас на прилавках

Когда бродишь по огромным торговым залам какого-нибудь минского гипермаркета, то сложно даже вообразить себе такое понятие, как «дефицит». Столько вокруг разных йогуртов, макарон, шампуней с дезодорантами и прочих материальных благ, что в глазах рябит. Однако столь аномально широкий выбор присущ, увы, далеко не каждой торговой точке. Из небольших магазинов современный взыскательный покупатель вполне может уйти если и не без покупки, то с испорченным настроением. Ведь приобрел не совсем то, что хотел! В общем, хотя проблема товарного голода сегодня в принципе решена, однако «узкие» места в ассортименте отечественных магазинов тем не менее еще остаются.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГИПЕРМАРКЕТОВ

Безусловно, массового потребителя прежде всего волнует соотношение «цена-качество». Вряд ли у нас станут отрывать с руками бутылки самого распрекрасного вина за 200 тыс. рублей или джинсы за миллион. И в этом смысле сегодня белорусская продукция (особенно пищевая) выглядит достаточно привлекательно. Обыватель уверенно голосует за нее рублем. Так, в прошлом году доля отечественного продовольствия в общем объеме продаж достигла рекордных 86%. А вот местные промтовары подкачали, их наши покупатели пока сильно не жалуют (70%).

Однако, по оценке Минторга, и эти в общем-то внушительные цифры сегодня недостаточны. В нынешнем году их требуется как минимум сохранить на прежнем уровне. Как отмечалось на недавней коллегии торгового ведомства, по данной причине пока нельзя отказаться от обязательных ассортиментных перечней товаров, устанавливаемых местными властями и определяемых при выдаче лицензий на розничную торговлю. Более того, территориальные органы управления должны усилить контроль за работой магазинов нового формата – гипермаркетов и супермаркетов. Скудного выбора там белорусских товаров, сужения имеющегося ассортимента допустить никак нельзя.

Напомним, что в 2007 году правительством установлены объемы обязательных поставок отечественной продукции в торговую сеть. Поэтому работа по квотируемым товарам для органов власти по-прежнему остается приоритетной, и главную роль здесь должны сыграть гор– и райисполкомы. Задания по реализации этих товаров должны получить все торгующие организации и индивидуальные предприниматели без исключений.

ДАЕШЬ ЭКСКЛЮЗИВ!

Отмечая наличие в стране «необоснованного» импорта, в Минторге тем не менее признают, что главная причина его роста кроется в хроническом отставании производства от платежеспособного спроса населения. Так, за последние 10 лет только один раз (в 1997 году) темп роста выпуска отечественных потребительских товаров превысил темп роста розничного товарооборота. В остальные годы картина наблюдалась как раз обратная. В итоге, возник разрыв между спросом и предложением, который вынужденно заполняется импортом.

Победить нашествие заграничных автомагнитол и кофемолок может только организация производства аналогичных товаров на отечественных промышленных предприятиях. Со всеми министерствами и концернами Минторг уже провел большую работу в этом направлении, им предоставлен весьма широкий ассортиментный перечень недостающей на прилавках продукции. Сюда вошла целая уйма нужных в хозяйстве вещей: вентиляторы и кондиционеры, жевательная резинка и турки для кофе, ласты и духи, «аналогичные французским», и еще многое, многое другое. Осилят ли такой вал новинок наши заводы и фабрики, пока сказать сложно.

Впрочем, даже то, что уже сейчас сходит с конвейеров наших предприятий, устраивает торговлю не всегда. Взять, к примеру, одежду и обувь. Как считает начальник главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Михаил ЕВТУХОВСКИЙ, промышленность сегодня ориентируется на некого среднестатистического покупателя. А граждане побогаче испытывают проблемы с приобретением элегантных, особо модных и эксклюзивных изделий. Им приходится пользоваться услугами бутиков или даже совершать шоп-туры за рубеж. Почему бы не организовать продажу подобных «брендовых» вещей, пусть и импортного производства, в крупных магазинах?

Идея, безусловно, интересная. Только как быть с дальнейшим ростом в розничном товарообороте доли товаров белорусского производства? Ведь фирменная одежда и обувь стоят весьма и весьма дорого и не могут не отразиться на показателях…

КАРП С ОВОЩАМИ В МЕНЮ ОТСУТСТВУЮТ

Но не только эксклюзивных пальто и сапог порой не хватает в наших магазинах. Ассортимент рыбы и морепродуктов там тоже явно хромает. Хотя сухие цифры статистики свидетельствуют о том, что разную живность, выловленную из морей, озер и прудов, белорусы с каждым годом покупают все охотнее.

Так, в прошлом году рыбы у нас было продано через все каналы реализации 156 тыс. тонн, что составило 106,4% к уровню 2005 года. В то же время, торговым организациям удалось реализовать из этого количества лишь 60 тыс. тонн. И несмотря на происшедший в прошлом году прирост на 15,6% продаж данной товарной группы через магазины, выбор там по-прежнему остается довольно скудным. На рынках страны камбалы, карпа, хека или скумбрии по-прежнему «водится» куда больше!

Чтобы исправить ситуацию, в ближайшие три года в республике планируется увеличить количество магазинов, торгующих рыбой. Профильные отделы должны открыться в гастрономах площадью более 150 кв. метров. Появятся там и аквариумы (из расчета 1 емкость на каждые 10 тыс. населения в крупных городах). Кстати, хотя бы один аквариум торговля должна будет установить даже в том случае, если в населенном пункте проживает меньше пороговых 10 тыс. человек. Так что живую рыбу в местах продаж увидят теперь везде и стар и млад.

Не все благополучно и с плодоовощной продукцией. В Минторг поступают пожелания граждан насчет восстановлении сети магазинов, торгующих картофелем и морковью. Задание по расширению их количества за прошедший год в целом выполнено, хотя на местах взяли на себя явно не завышенные обязательства. Между тем даже созданные в магазинах плодово-овощные отделы торгуют преимущественно заморскими овощами и фруктами, а за «своими» дарами полей покупатели по-прежнему спешат на рынки.

А вот еще одна, весьма оригинальная «дефицитная» товарная группа дебютировала совсем недавно. Речь идет о световозвращающих элементах, которые хорошо видны в темноте, но, к сожалению, – не в магазинах. Их изобрели для безопасности пешеходов на автодорогах, только где сегодня такой аксессуар можно реально купить? Исправляя возникший пробел, подобные «светлячки» скоро включат в обязательные ассортиментные перечни.

Оставить комментарий