УСПОКОИЛИ БЫ НАС И ДАЛИ ПО КОНФЕТЕ

Свои утомительные попытки отыскать медика, способного объективно рассуждать о пользе или вреде народных бабушек-целительниц, корреспондент «ЭН» завершила в Городском центре пограничных состояний и психотерапии.

– Есть официальная и неофициальная медицина, – говорит Сергей ДАВИДОВСКИЙ, руководитель Центра. – Так вот первая из них лечит те заболевания, которые она диагностирует. Но иногда человек нуждается не в медицинской помощи, а в психологической поддержке и просто во внимательном выслушивании.

Нередко неофициальная медицина способна творить чудо. А все потому, что эти самые целители просто выслушивают своих пациентов, идут им навстречу, расценивают больного в данном случае как капризного ребенка, которого нужно погладить по голове и дать ему конфету, чтобы он успокоился. Некоторым этого бывает вполне достаточно. Любой человек, даже когда понимает, что его состояние безнадежно, все равно стремится получить какую-то помощь. Видимо, вследствие этого и сформировалась такая область, как неофициальная медицина, услуги которой, прежде всего, дают психологическую помощь, поддержку и зачастую играют на надеждах тех, кто безнадежно болен.

– Значит, вы согласны с тем, что бабки-шептуньи способны излечить от серьезных недугов?
– Это серьезный вопрос: могут излечить или нет. Прямых доказательств этому пока нет. Ведь люди зачастую страдают от каких-то психологических факторов, которые не являются причинами соматических заболеваний.

– 80 процентов заболеваний идут от головы…
– Есть такое изречение, которое имеет некоторое основание: в лечении своего заболевания активное участие должен принимать сам человек, многое зависит от того, выполняет ли он назначения врача или нет. Если рекомендации не выполняются и пациент не посещает своего врача, естественно, не будет должного эффекта от лечения. На фоне этого появляется недовольство, пропадает желание обращаться к тем, к кому он уже обращался, человек начинает искать альтернативные источники помощи.

– Почему изначально к врачам отношение «Ой, да что они могут сделать?!», а к бабкам обращаются с трепетом, как к последнему шансу?
– Нетрадиционная помощь чем-то похожа на чудо: человек пришел, раз – и ему стало легче. Нужно только прийти, больше ничего делать не надо. Тем более бегать по всей поликлинике, стоять с утра в очередях за талоном на прием, посещать обследования – это слишком много усилий, данный вид помощи обесценивается. Даже если врачи найдут заболевание, после нужно применить какое-то конкретное лечение, чтобы оно помогло, необходимо исполнять рекомендации врача, принимать лекарства и посещать процедуры. Тот, кто творит чудо, а не демонстрирует привычную повседневность, таким образом, становится более значимой фигурой в сознании больного.

– То есть все чудо отнюдь не от позитивно заряженных энергетических потоков?
– Эти «энергетические потоки» все равно идут от самого больного. Если сознательно включается усилие превозмочь болезнь и вера в это, то весь организм человека нацелен на выздоровление, он придерживается всех рекомендаций врача, при этом обязательно добивается позитивных результатов и может облегчить свои страдания.

– Значит, все зависит от самого больного?
– Это, безусловно, заслуга больного, но возникла она благодаря тем людям, которые смогли сформировать у него эту уверенность на излечение. Официальная медицина, увы, не придает такого большого значения взаимодействию с пациентом. Чьи рекомендации мы обычно выполняем? Тех, кого мы уважаем, тех, к кому прислушиваемся. Так что, если больной должен идти к врачу, так к Врачу. Доктор для него должен быть значимой фигурой. Тогда и пациент будет ценить его и прислушиваться к рекомендациям, что непосредственно влияет на эффект лечения.

– Мне известен случай помощи маленькому ребенку, который после лечения в детской больнице страдал ужасной аллергией на любую пищу. Как подобные уверования работают в детском сознании?
– При аллергических заболеваниях применяются методики психотерапевтического воздействия, которые оказываются достаточно эффективными при лечении. Дети также поддаются психологическому воздействию, и поэтому возможно их излечение от, казалось бы, ужасной аллергии посредством психологических методов воздействия.

– Нам иногда по телевизору показывают сеансы неофициальной медицины, после которой люди отбрасывают костыли или прозревают…
– Мы видим внешнее проявление: «кидают костыли». А были ли какие-то органические поражения (повреждения костей или связок, серьезные медицинские основания для того, чтобы человек ходил на костылях) мы не знаем. Зачастую люди ходят на костылях не вследствие повреждений, а из-за психологической предубежденности. Отмечен такой фактор: после длительного заболевания, связанного с повреждением конечностей, необходимо долго работать с человеком психологически, чтобы тот опять начал ходить. Он боится, что непременно что-то случится, поэтому он не может оставить костыли.

Часто бывает, пациенты жалуются, что им плохо. Их обследуют, но ничего не находят, говорят, мол, нет оснований для того, чтобы вы так страдали. Из-за этого непонимания пациенты обижаются и обращаются к альтернативным методикам лечения. А больного нужно было всего лишь выслушать и успокоить. Просто, не правда ли?

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz