СВОЯ КОЛЕЯ

Казахстан: планы на будущее

Можно придумывать много теорий и критериев оценки развития государства. Однако самым простым, очевидным и объективным является всего лишь один показатель – желание граждан жить и работать в этом государстве. Складывается он из двух элементарных составляющих: базиса (материальной обеспеченности и социальной защищенности) и надстройки (гражданского самосознания). Когда-то в начале 90-х в распоряжении всех республик бывшего СССР оказалось примерно одно и то же – осколки постсоветского базиса и надстройки. Сейчас, по прошествии более 15 лет, единый сосуд удалось сложить далеко не всем суверенным государствам.

ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Несколько дней назад Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился к своему народу с ежегодным посланием. Лидер сообщил о том, что практически всем категориям социально незащищенных граждан (пенсионеры, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и др.) будут увеличены государственные выплаты. Некоторым на 15%, некоторым – в два раза.

В общем-то, не секрет, что обещание повысить пенсии, пособия и стипендии – любимый прием любого политика. В период избирательных кампаний каждый из кандидатов не преминет таким образом заполучить себе сотню-другую сторонников. Выполняют же свои обещания немногие. И неудивительно: увеличение пособий даже для одной категории граждан – серьезная нагрузка для бюджета, которую может себе позволить только государство с сильной и устойчивой экономикой.

Мы уже не раз писали о достаточно уникальном пути развития Казахстана и его стремительном экономическом росте. Незачем отрицать, что значительная роль здесь принадлежит сложившейся международной ситуации, благодаря которой энергоресурсы превращаются в постоянный и надежный источник доходов. Однако только продуманная и спланированная политика способна максимально эффективно использовать этот козырь. В своем выступлении Нурсултан Назарбаев сказал: «У нас есть все основания продвигаться вперед еще успешнее, и мы не упустим свой исторический шанс».

ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ

Как следует из выступления Президента Казахстана, проводимая в стране политика уже дала свои результаты и зарекомендовала себе как надежная и эффективная. Залог ее успешности – в четком понимании своих возможностей и задач. «Системность – вот главная формула нашего ускоренного продвижения вперед в современном мире в ближайшее десятилетие, – подчеркнул Н.Назарбаев в своем выступлении. – Для этого у нас есть все предпосылки. Нам дано: огромная территория; выгодное географическое и коммуникационно-транспортное расположение; наличие значительных природных ресурсов. Мы достигли: лидирующих позиций в региональной экономике; конструктивных отношений с международными партнерами; политической и социально-экономической стабильности. Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач».

Нурсултан Назарбаев подробно рассказал, какими конкретно ему видятся эти десять приоритетных задач.

1. Не просто обеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять ее ростом

Казахстанское Правительство намерено выработать и реализовать целостную стратегию для обеспечения устойчивого характера конкурентоспособности экономики, при этом строго контролировать ее исполнение. Эта стратегия должна исходить из конкретных конкурентных преимуществ отдельных секторов и производств национальной экономики и учитывать тенденции мирового развития и конъюнктуры внешних рынков.

Необходимо сократить сферы естественных монополий за счет реструктуризации крупнейших монополистов и развития конкурентных отношений, считает Н.Назарбаев.

А в секторах экономики, где сохранятся естественные монополии, запланирована серьезная работа по тарифному и техническому регулированию с помощью отраслевых регуляторов.

В стране будет создан эффективно работающий фондовый рынок. Однако его развитие невозможно без привлечения населения к активному инвестированию своих сбережений в ценные бумаги. Для этого Правительству нужно провести широкомасштабную работу по соответствующему обучению населения азам инвестиционной грамотности.

Наконец, в целях Казахстана – в ближайшее время на выгодных для себя условиях вступить в ВТО.

2. Достичь качественно новых успехов в региональной экономике и обеспечить полноправное участие в глобальной экономике

В целом Казахстан видит себя в качестве «регионального локомотива» экономического развития, а также успешного «игрока» мировой экономики. Частично это уже получается, но свои «ниши» в системе мирового хозяйства еще предстоит найти. При этом основное внимание, считает руководство, надо сосредоточить на рынках России, Китая, Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов. Экономическая интеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС остается главным ориентиром в торговле. Кроме того, Казахстан предлагает выйти на создание Евразийского экономического союза государств, сделать его выгодным для вступления всех других своих соседей.

«Я много раз говорил, что мировой рынок весь занят, нас там не очень ждут, – заявил Н.Назарбаев. – С какими товарами нам выйти на экспорт? Вот в чем вопрос. Сегодня мы хорошо торгуем нефтью, газом, минеральными ресурсами, выходим с пшеницей. Это хорошо. Но когда мы говорим об индустриализации, это означает выпуск новых, других товаров, не зависящих от сырьевых ресурсов».

3. Повысить эффективность добывающего сектора

Ответственная и взаимовыгодная энергетическая политика останется приоритетом государства. Однако дальнейшее развитие углеводородного сектора, привлечение иностранных и местных инвесторов будет напрямую увязано с диверсификацией экономики, а уже через эту призму будут решаться важнейшие задачи по созданию новых перспективных производств. Казахстан намерен настаивать, чтобы его иностранные партнеры, работающие на освоении богатейших недр Казахстана, реально и серьезно повернулись к нуждам страны и приняли решительное участие, разумеется, на рыночной основе, в диверсификации его экономики и социальном развитии.

Казахстан, со своей стороны, гарантирует стабильность, предсказуемость и долгосрочность интересов своих соседей и международных партнеров, которым Казахстан поставляет энергоресурсы.

Но самый главный вопрос развития казахстанской энергетики и нефтехимии – повышение прибыльности этих секторов через увеличение добавленной стоимости энергопродуктов.

4. Обеспечить развитие несырьевого сектора производства, диверсификацию экономики

Немаловажно, что экономика Казахстана будет базироваться и на несырьевых отраслях. Планируется, что инвестирование «Прорывных» проектов, а также Стратегия индустриально-инновационного развития в будущем дадут свои результаты. Не останутся в стороне малый и средний бизнес, а также крупные госхолдинги.

Развитие несырьевого сектора будет проходить на фоне активной диверсификации экономики. Этот процесс был начат три года назад, и сейчас настало время сделать предварительные анализы и выводы.

5. Развивать современную инфраструктуру в соответствии с новой ролью Казахстана в региональной и глобальной экономике

«Мы должны отчетливо представлять перспективы развития стратегической инфраструктуры и существенно повысить качество управления в этой сфере, учитывая, в первую очередь, конкурентоспособность наших отечественных компаний – потребителей инфраструктурных услуг, а также интересы международной экономической интеграции», – подчеркнул казахстанский президент.

В числе ближайших задач также – определить региональные центры экономического роста и конкурентоспособности, подчинив их развитие интересам экономики страны в целом.

На сегодняшний день нужны принципиально новые подходы к развитию и управлению электроэнергетическими ресурсами и созданию основ атомной энергетики.

Это важнейшая задача, потому что развитие экономики зависит от объемов энергетического обеспечения. И ее надо серьезно решать.

6. Работать над современным образованием и профессиональной переподготовкой, формировать основы «умной экономики», использовать новые технологии, идеи и подходы, развивать инновационную экономику

Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным специалистом в любой стране мира. Именно такую цель ставит перед собой казахстанское руководство.

Необходимо создать действенную систему аккредитации и аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов. При этом особый упор планируется сделать на развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования. Это обязательное условие нового этапа развития.

И неспроста. Ведь практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали ставку на «умную экономику». А для ее создания следует, прежде всего, развивать свой собственный человеческий капитал.

7. Развивать адресную социальную поддержку и социальную сферу в целом, опираясь на рыночные принципы

Казахстан намерен продолжать политику адресной поддержки тех, кто действительно нуждается в защите, но решать именно на рыночных принципах. Нужно помогать тем, кто действительно нуждается, – многодетным, малообеспеченным семьям, инвалидам и др. А социальная поддержка остальных граждан заключается в том, чтобы создавать рабочие места. Такая политика уже дала свои плоды: число бедных в Казахстане за четыре года снизилось в четыре раза – от 45 до 12%.

Очень важное место уделяется вопросам приобретения доступного жилья и развития рынка недвижимости. За два года реализации госпрограммы развития жилищного строительства введено свыше 11 миллионов кв. м жилья. В 2007 году будет введено 7 миллионов квадратных метров. И это при том, что за три года планировалось ввести 12 миллионов квадратных метров, а фактически будет введено 18 миллионов. Уже 100 тысяч семей получили квартиры, 60 тысяч получат в этом году. Таким образом, более полумиллиона казахстанцев станут новоселами. Программа выполняется с опережением на 30%.

Какое из государств может похвастаться такими цифрами?
Адресная поддержка будет осуществляться также на принципах улучшения качества медицинских услуг и развития высокотехнологичной системы здравоохранения; совершенствования накопительной пенсионной системы и создания рабочих мест.

В ближайшее время в столице Казахстана будет начато ускоренное строительство жилья для работников бюджетной сферы. Это необходимо для обеспечения квалифицированными кадрами мощных медицинских, образовательных кластеров, которые вовсю создаются в центре государства. В столице будет построен новый университет мирового класса, туда пригласят работать лучших отечественных и зарубежных преподавателей.

Все это делается для того, чтобы сосредоточить и сформировать в столице интеллигенцию, технический и инженерный состав.

8. Модернизировать политическую систему в соответствии с логикой нового этапа развития страны

В 2007 году в стране будут реализованы дальнейшие системные демократические реформы. Госкомиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ, обобщив рекомендации политических партий, общественных объединений, экспертов, мнения граждан страны, подготовила конкретные предложения по дальнейшим политическим преобразованиям в государстве.

Важно, что эти предложения не являются копированием чужого опыта или абстрактных теорий. В Казахстане формируется своя модель политических реформ, свой «казахстанский путь» политического транзита. Особенности и характерные черты этого пути – сохранение президентской формы правления, поэтапность реформ, сбалансированность принимаемых решений, общенациональный диалог и консолидация основных политических сил.

Чтобы обеспечить правовое оформление предложений, группа юристов уже приступила к работе и готовит предложения как по внесению изменений в Конституцию страны, так и отдельных законов.

В целом, в предстоящий период демократические реформы будут идти по следующим направлениям.

Во-первых, это расширение полномочий Парламента. Будут усилены полномочия Парламента в формировании Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и, в целом, в вопросах утверждения и контроля за исполнением бюджета. Это будет полностью прерогативой Парламента.

Будет усилена роль Парламента в вопросах формирования Правительства.
Во-вторых, будут приняты меры, направленные на повышение роли политических партий.

В-третьих, одним из важнейших направлений реформ станет совершенствование судебно-правовой системы. С этого года вводятся суды присяжных. Принято принципиальное решение о передаче санкционирования ареста суду.
В-четвертых, дополнительные полномочия получат местные представительные органы.

9. В ускоренном режиме провести административную реформу с учетом международной практики

Сегодня Казахстан выстраивает качественно новую модель государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчетности обществу. Основная цель проводимых изменений – модернизация Правительства, создание высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления.

И это при том, что вопрос административной реформы всегда был одним из самых сложных. Поэтому его обсуждение будет организовано особенно тщательно.

Уже сейчас в Казахстане действует достаточно уникальная система управления. Для улучшения корпоративного управления создана организация «Самрук», которая занимается всей реальной экономикой. Планируется, что «Самрук» увеличит объемы капитализации нацкомпаний, закупит акции передовых компаний мира, привнесет передовые технологии.

Все деньги государства собраны в «Казыне», чтобы также улучшить корпоративное управление, быть прозрачными, открытыми, работать для того, чтобы строить в Казахстане современные предприятия, ориентированные на экспорт.

Это означает, что эти холдинги становятся партнером Правительства. Правительство не вмешивается в их производственную деятельность, а создает условия для того, чтобы они эффективно работали.

Основная задача Правительства – системно работать вместе с Парламентом над улучшением законодательства страны, управлять бюджетом, его расходованием, внедрением новых технологий, общественным порядком, здравоохранением, образованием, безопасностью страны, внешней и внутренней торговлей.

По такому же принципу будут работать социально-предпринимательские корпорации. СПК будут выкупать неприбыльные предприятия, привлекать внутренние инвестиции и развивать между областями коммуникации, дороги, тепло- и водоснабжение.

Акимы на местах будут заниматься тем же, что и Правительство: здравоохранением, образованием, общественным порядком, пропагандой политики государства, местным бюджетом, его расходами.

В соответствии с планами, такие меры приведут к огромному сокращению персонала, за счет чего повысится зарплата у оставшихся государственных служащих. Удастся достичь компактного и профессионального Правительства, которое в итоге подчинится требованиям главных потребителей государственных услуг – непосредственно всем гражданам и бизнесу.

10. Продвигать достижения и возможности нового Казахстана в Центрально-Азиатском регионе и в мировом сообществе

Сегодня Казахстан сотрудничает с другими странами в решении широкого круга актуальных проблем. Это и обеспечение энергетической безопасности, и решение жизненно важных социально-экономических вопросов, и борьба с терроризмом, и борьба с эпидемиями и экологическими бедствиями.

Государство намерено и далее укреплять свою роль и авторитет как ответственного члена регионального сотрудничества и международного сообщества.

Для того чтобы уже через 10 лет представлять новый Казахстан в новом мире, страна уже сейчас должна своевременно и адекватно ответить на вызовы нового времени.

Исходя из этого, Н.Назарбаев поручил Правительству последовательное решение всех перечисленных задач, развивающих основные положения Стратегии-2030 на Новом этапе. Для их выполнения лидер государства определил 30 важнейших направлений внутренней и внешней политики – это стратегия нового этапа развития Казахстана.

Предлагая Стратегию нового десятилетия, Президент подчеркнул, что рассчитывает на поддержку всего руководства страны – Парламент, Президент, Правительство. Тогда задуманному будет сопутствовать успех.

***

В этих десяти задачах нет ничего такого, чего не знала бы современная политология. И, тем не менее, здесь есть чему поучиться. Казахстан сегодня представляет собой достаточно показательный пример того, какие плоды может принести последовательная политика. Уже официально объявлено, что переходный период в стране завершен. Казахстан вступает в новый этап развития. Но главное достижение страны не в том, что выполняются запланированные показатели, что в срок и точно реализуется намеченная ранее Стратегия «Казахстан-2030», а в том, что демографический рост за последние четыре года составил более полумиллиона человек, что социально защищены пенсионеры и инвалиды, что достойную зарплату получают учителя и врачи. Что создаются все условия, чтобы жить в этой стране.

ЦИТАТА:

«10 лет назад, в 1997 году, в первом Послании народу Казахстана было представлено видение будущего нашего общества и миссии нашего государства – Стратегия развития страны до 2030 года. Мы исходили из того, что должны четко знать и понимать, что хотим построить, какой должна быть главная траектория нашего развития. Мы были уверены, что, правильно определив наши приоритетные цели, выбрав соответствующие стратегии, проявив волю, терпение и целеустремленность, сможем успешно преодолеть любые препятствия, стоящие на нашем пути».

Н.Назарбаев.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Внешнеторговый оборот Казахстана в 2006 году составил 56.000 млн долл. CША и, по сравнению с 2005 годом, увеличился на 36,8%. При этом экспорт увеличился на 38,2% (35.000 млн долл.), а импорт увеличился на 34,6% (21.000 млн долл.). Основными партнерами Казахстана остаются самые развитые страны мира – Германия, США, Россия, Швейцария, Китай, Италия, Южная Корея.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz