ЗНАЮЩИЙ ПРАВА ВСЕГДА ПРАВ

В Беларуси Всемирный день прав потребителей проходит под девизом: «Знай свои потребительские права». По словам представителей Министерства торговли и Общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей», именно незнание своих прав многими из нас приводит к многочисленным проблемам, связанным с покупкой некачественных товаров.

Главное правило – при покупке товара необходимо получить чек или другой документ, подтверждающий факт покупки, который, в случае необходимости, обеспечит защиту прав покупателя. «Удивительно, но даже если нам дают чеки, мы их чаще всего выбрасываем, – справедливо возмущается заместитель председателя ОО «БОЗП» Тамара БЕЛЬСКАЯ. – Другая проблема - люди не читают документы, которые подписывают. Не делайте этого, если не понимаете, о чем идет речь! Простой пример: пожилая женщина заказывала кухню. Хотела одну, а ей продали за ту же цену совершенно другую, из другого, менее качественного материала. Она возмутилась. Но в договоре сказано лишь о цене кухни, между прочим немалой, и все!»

По мнению Т.Бельской, если мы сами себя не защитим, в отдельных случаях нам никто не сумеет помочь. В гипермаркетах случается так, что на полке товар имеет одну цену, а на кассе почему-то становится в два раза дороже. Поскольку в гипермаркет обычно не ходят за одним товаром, то подсчитать общую сумму за все купленные товары на ходу сложно. Или парадокс с химчистками. Там даже по госстандартам некоторые пятна считаются невыводимыми. То есть и пятно не выведут, и вещь испортят. И все, как говорится, на законных основаниях.

К слову, о законах. Министерство торговли сейчас стремится усовершенствовать нормативную базу, чтобы предусмотреть моменты, которые были упущены при создании редакции Закона «О защите прав потребителей» в 2002 году. Новый проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон «О защите прав потребителей» уже подготовлен и будет рассматриваться в парламенте. В нем, по словам начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирины БАРЫШНИКОВОЙ, в частности, будут распространены на иностранные товары требования национальных стандартов о гарантийных обязательствах, в то время, как сейчас это требование распространяется только на те товары, которые требуют обязательной сертификации. Кроме того, предусмотрена ответственность гарантийных мастерских перед потребителями за качество и сроки выполнения работы, уточнены обязанности изготовителя и продавца по послегарантийному техническому обслуживанию товара, усовершенствованы требования к информации о товарах, обязательной для предоставления потребителю.

КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ

Министерство торговли – 8-017-226-00-57, 227-80-08.
ОО «БОЗП» – «горячая линия» – 8-017-262-96-08;
юристы – 8-017-226-84-21;
эксперты – 8-017-262-96-08.
E-mail: potrebitel@nsys.by.

СПРАВКА «ЭН»

За 2006 год в ОО «БОЗП» и оргструктуры за помощью обратилось более 30.000 потребителей. Было заявлено 1.077 претензий, подано 369 исков. Потребителям возмещено морального ущерба на сумму 935 млн 605 тыс. 207 руб., не включая стоимости товара; возмещено морального вреда на сумму 21 млн 210 тыс. 493 руб. Штрафы в доход государства составили 98 млн 288 тыс. 747 руб. Получено штрафов ОО «БОЗП» - 10 млн 445 тыс. 879 руб.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!