БЕЗ ЗНАКА КАЧЕСТВА

В Беларуси существуют «черные списки» производителей и продавцов

История «черных списков» – некачественных товаров и недобросовестных производителей – как ни странно началась с «белых списков». Произошло это в 1890 году, когда в Нью-Йорке была основана Лига покупателей. Сначала она аттестовывала качественные изделия.

Но в то время США захлестнула волна фальсифицированных лекарств и продуктов питания. Добросовестным производителям выдавались специальные метки – лейблы. Названия таких компаний заносились в белые списки. Что-то вроде нашего «знака качества» или «продукта, бренда года».

Белорусские «черные списки» существуют. Может, более справедливым был бы вопрос, имеют ли они правовой статус, должны ли рядовые потребители, предприниматели и руководители торгующих и обслуживающих организаций их признавать и говорить об этом в открытую. Если отбросить всякую деликатность и корректность, называя вещи свои именами, то речь идет, с одной стороны, о недобросовестных производителях и продавцах, «впаривающих» испорченную продукцию или оказывающих некачественные услуги. Вообще, спектр нарушений велик и разнообразен.

Например, предпринимателя Викторию Е. внесли в «черные списки» за довольно редкое нарушение – распространение ложной информации о товаре. Через крупные минские столичные магазины она пыталась распространить почти 800 пар спортивной обуви «Адидас», не прошедшей сертификацию в установленном порядке.

По-разному пытались «обуть» или «накормить» потребителей по статье Уголовного кодекса «распространение ложной информации о товарах и услугах» и многие другие предприниматели. Так, за внесение не соответствующих действительности данных в этикетки продукции возбуждено 20 уголовных дел. До судов дошло 12, приговоров почти не вынесено. Трижды нам пытались реализовать непонятного происхождения виноматериалы, по одному разу – вещи, косметику и мясо, в остальных случаях – продукты питания. Большинство нарушений выявлено в столице и Минском районе. Звучащая все чаще на разных уровнях фраза, что без нарушений белорусским предпринимателям работать невозможно, не радует и не вдохновляет.

Пожалуй, никто так бескомпромиссно и открыто в последнее время не ведет борьбу за очищение своих рядов, как Министерство спорта и туризма. На своих сайтах оно регулярно вывешивает «черные списки» проштрафившихся туристических организаций (www.mst.by).

Думаете, их мало? Как бы не так. В список попали 180 туркомпаний из 600. Они не получили сертификат соответствия туристских услуг. Если по областям их количество более-менее равномерно (кроме Минской – 22), то бесспорным «лидером» является столица – 88 организаций. Все они не имеют права заниматься туристической деятельностью.

Тревожно становится за предстоящий летний сезон. Но появился лучик света – фирмы, находящиеся в процессе сертификации, из «черного списка» исключаются. Но это впереди.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС

Используют ли общества защиты потребителей в своей деятельности «черные списки»?

Анна СУША, председатель Белорусского общества защиты прав потребителей:

– Считаю введение таких списков не совсем корректным по отношению к покупателям и предпринимателям. Поэтому наши структуры их не практикуют.

Ирина АСТАФЬЕВА, руководитель Минского общества защиты прав потребителей:

– Мы еще два года назад пришли к выводу о необходимости создания такого антирейтинга предпринимателей, владельцев магазинчиков, киосков и салонов, нарушающих законные требования клиентов и покупателей.
В последнее время много жалоб поступало в общества на качество сотовых телефонов, идущих к нам потоком. И этому, как и другим товарам, надо было поставить заслон. Что мы и старались делать.

Немало претензий к интернет-магазинам. По словам заведующей юридическим отделом МОП Натальи КАРП, с «черным списком» может ознакомиться каждый, кто собирается делать покупки, по телефону «Горячей линии» (017)226-72-90. Фамилии и названия коммерческих фирм периодически обновляются по мере устранения недостатков и претензий. Предприниматели в погоне за прибылью должны помнить, что главное – честь и доброе имя. Это дороже всяких денег.

«ПЕРЕГИБЫ НА МЕСТАХ…»

Американка Стелла Либек смогла отсудить у «МакДональдса» почти три миллиона долларов за… слишком горячий кофе. Дама стала своеобразным символом идиотизма и крючкотворства американской судебной системы, когда можно выхолостить из сути вопроса здравый смысл и всякую логику. В Америке даже премию ее имени учредили – за самые «оригинальные» судебные решения.

Оставить комментарий