КТО КОМУ ОБЯЗАН?

Новые правила бытового обслуживания были приняты два года назад. Но мало кто помнит, что данный документ выступает на стороне потребителей, и мы, потребители, всегда правы. Поэтому и вопрос кто кому больше обязан не снят. За разъяснениями наших прав мы обратились к главному юрисконсульту Белорусского государственного объединения организаций бытового обслуживания населения Екатерине Поздняковой.

– Упростился или усложнился порядок оформления заказов и оплаты бытовых услуг?
– Стал более регламентирован. Теперь определены условия по техническим, технологическим, качественным и другим причинам, по которым исполнитель вправе отказать заказчику в оказании услуги. В договоре должны быть указаны не только цена материалов и изделий потребителя, но и процент их износа, который определяется или по методике, или по соглашению сторон. Исполнителю запрещено оказывать дополнительные платные услуги потребителю без его согласия.

– Что можно сказать об особенностях других услуг, ведь у каждой есть своя специфика и нюансы, характерные только для них?
– Работник фотоателье не имеет права определять минимальное количество снимков, это ваша воля. Как и разрезать проявленную фотопленку без согласия заказчика. При оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, в случае обнаружения механиком дополнительных неисправностей на автомобиле, влияющих на безопасность эксплуатации, он обязан проинформировать о них владельца и предложить их устранить. Если потребитель с этим не согласен, то исполнитель обязан сделать отметку в документе, подтверждающем заказ: «Механическое транспортное средство имеет неисправности, угрожающие безопасности движению». В мастерских по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту металлических изделий следует знать, что заказчику обязаны возвратить все замененные дефектные узлы, блоки, модули и другие детали. В ювелирной мастерской потребителю в документе должны не только все грамотно записать, указать недостатки драгметалла или камня и его нормативные потери и расход, отметить, достаточно ли их количество и возможные остатки. Мастер вправе с согласия клиента оставить у себя неиспользованный драгоценный металл, но весом не более 0,3 грамма, оплатив его стоимость по расчетной цене, утвержденной Минфином. Есть перечень драгметаллов, орденов и медалей не принимаемых в переработку. При пошиве и ремонте меховых и кожаных изделий сдаваемые полуфабрикаты и шкурки помечаются в присутствии заказчика. При сдаче на выделку пушного и мехового сырья, шубной овчины, они не должны иметь следов крови, грязи на волосяном покрове, прирези жира на коже.

– По опыту знаю, что меньше у потребителей жалоб на работу парикмахерских и прачечных, но зато значительно больше на услуги химчисток и крашение изделий. Что нового здесь и поправима ли ситуация?
– Начну с последнего вида. Уже на стадии оформления заказа все расписывается подробно, вплоть до имеющихся недостатков и степени износа изделия до оказания по желанию потребителя дополнительных услуг. Он определяет и вид обработки в соответствии с символами на маркировочной ленте, но если их или ее нет, то заказ, запомните, может быть принят без гарантии качества. Об этом делается письменная отметка. Заказчик обязан по требованию исполнителя снять пуговицы и другую фурнитуру, которая может быть повреждена в процессе химической чистки, пришить к изделию съемные детали. Правда, это может сделать и мастерская, но, учтите, за дополнительную плату. И при получении изделия клиент обязан все проверить на месте, чтобы потом не было претензий.

– Почему так ужесточились требования к парикмахерским услугам, причем обоюдно? Ведь у нас потребитель всегда прав, даже в своей неправоте.
– Чтобы снять те же возможные жалобы, определиться и с ответственностью клиента. Сначала мастер должен выяснить, на какую парфюмерию у него аллергия, а уже потом дать необходимую информацию о наличии парфюмерно-косметической продукции. При окраске волос или химической завивке работник обязан сделать кожную пробу потребителя на повышенную чувствительность к используемым средствам. Но последнему парикмахер может отказать в услуге, если имеются открытые раны, сыпь, пятна, шелушения на коже, изменениях ногтей, волос, признаки алкогольного, наркотического или токсического опьянения, он одет в верхнюю или грязную одежду. Также и ребенку, обслуживание которого требует насильственного удержания в кресле. При обслуживании в прачечных клиенту следует иметь в виду, что в случае опоздания к установленному времени стирки более чем на 15 минут, он к стирке допущен не будет. Тем более, уплаченная сумма не возвращается, новая дата и время не устанавливаются. Но об этом исполнитель должен проинформировать гражданина.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о