ГИПЕРМАРКЕТЫ НАСТУПАЮТ

В отечественной торговле набирают силу процессы «глобализации»

Беларусь, как и многие другие государства СНГ, в последние годы взяла уверенный курс на укрупнение объектов розничной сети. Объясняется это на официальном уровне, прежде всего, интересами покупателя. Действительно, резон в этом есть: каждый из нас хочет совершать покупки не на улице, под снегом и дождем, а в современных магазинах и универсальных торговых центрах. И как показывает мировой опыт, за подобный комфорт среднестатистический рядовой потребитель в принципе готов даже немного приплачивать.

А вот бедные слои общества и мелкая торговля при такой «глобализации» неизбежно что-то теряют. Так или иначе, но главный акцент сегодня в республике делается на переносе розничных продаж с вещевых и продуктовых рынков в просторные гипермаркеты и магазины пешеходной доступности. И, судя по всему, в ближайшие годы этот процесс будет лишь нарастать.

ЛИХА БЕДА НАЧАЛО

Прошлый год для белорусской торговли стал, пожалуй, одним из самых удачных в новейшей истории. По своему главному показателю – объему розничного товарооборота – она уверенно побила прежние рекорды. Продажи через все каналы реализации достигли 31.029,4 млрд руб. и увеличились по сравнению с предыдущим годом на 17,7% (при доведенном прогнозе – 9,0-10,5%). В то же время вклад отрасли в ВВП страны составил 10,3% и оказался вторым по значимости результатом после промышленного сектора.

Не стояла на месте и инфраструктура: за минувший год на карте страны появилось 766 новых торговых объектов. Конечно, все эти «дебютанты» были очень разными. Как можно сравнивать, скажем, небольшой павильон в городском поселке с крупнейшим торговым центром «Столица», равным по площади четырем универмагам «Беларусь»? Однако именно последний гораздо точнее характеризует главный тренд развития отечественной розницы. Как сообщил первый заместитель министра торговли РБ Михаил СВЕНТИЦКИЙ, основная ставка сегодня делается на строительстве крупных магазинов и создании торговых сетей. В Минске уже распахнули свои двери гипермаркеты и супермаркеты торговой площадью от 1,7 тыс. до 6 тыс. кв. метров («Простор», «Корона», «Гиппо», «На недельку» и другие). Пока они занимают скромный сегмент рынка, но лиха беда начало. В текущей пятилетке в республике планируется реализовать еще 44 подобных инвестиционных проекта, причем 12 из них – в Минске. Вот тогда, думается, их доля никому не покажется маленькой.

В то же время становится очевидным, что столь новые для республики розничные форматы требуют особого нормативного регулирования. Так, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир КАРЯГИН считает, что настала пора принять специальный Закон РБ «О гипермаркетах». Иначе гармоничное и мирное сосуществование столь разных по масштабам объектов торговли вряд ли получится.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СЕТИ!

Так оно и случилось: наступление крупных форматов обрадовало далеко не всех участников рынка. Напомним, что всего сейчас в стране работает около 27,5 тыс. магазинов. Многие владельцы торговых точек размерами поменьше резонно недоумевают: покупателей, как и свободных денег у населения, ведь больше не становится! Значит, с приходом гипермаркетов неизбежно произойдет перераспределение финансовых потоков. И эти опасения уже находят свое подтверждение. По данным Минторга, потери оборота столичных универсамов, расположенных возле гипермаркетов, достигают 10% ежемесячно. О подобных негативных моментах свидетельствует и весь мировой опыт. Обычно, во многих государствах гипермаркеты если и не вытесняют полностью с местного рынка торговые объекты помельче, то делают их работу низкорентабельной.

Какой здесь может быть найден выход для небольших магазинов? Главному торговому ведомству страны он видится в создании корпоративных торговых сетей в виде оптово-розничных структур. По идее, такие сети, собрав под своим крылом множество мелких торговых объектов, должны почти на равных конкурировать с крупными игроками. «Весовые категории» новичков и старожилов выровняются. Торговым сетям будет проще, чем одиночкам, договариваться с промышленностью, держать низкими розничные цены и т. д. В теории все выглядит привлекательно и гладко. Но первые практические шаги по созданию подобных структур в Минске пока успехом не увенчались, поскольку столкнулись, по словам Михаила Свентицкого, «с превалированием частно-собственнических интересов». По всему выходит, что их владельцев еще как следует не припекло?..

Как бы там ни было, но магазины пешеходной доступности никто сбрасывать со счетов не намерен. Наоборот, Минторг планирует тщательно изучить ситуацию и выработать предложения по оптимальному соотношению торговых объектов разных форматов и поддержанию нужного баланса госрегулированием. Местным властям предписывается обязательно сохранить небольшие магазины «возле дома» и разработать генеральные схемы развития торговых сетей городов. Полномочий для этого у исполкомов достаточно.

РЫНКИ МЕНЯЮТ ПРОФИЛЬ

А как же рынки, на долю которых сейчас приходится 35% розничного товарооборота страны? Ветер перемен тоже не обойдет их стороной. Так, программой развития внутренней торговли республики поставлена задача поэтапного перепрофилирования рынков в современные торговые центры. По данным местных властей, в Беларуси сейчас работает свыше 300 таких объектов, из которых примерно 60% принадлежит потребкооперации.

Многие из рынков (особенно в городах) уже не узнать, настолько они внешне изменились и похорошели. Однако их «внутреннее содержание» по-прежнему беспокоит государство. Достаточно сказать, что пятая часть всех зафиксированных нарушений, связанных с качеством реализуемых товаров, приходится именно на рынки. Кстати, их наиболее слабые места указывают и сами потребители. Так, проведенные недавно социологические опросы показывают, что несоблюдение санитарных норм на рынках отмечают 74% покупателей, обсчет и обвес – 70%, истекший срок годности продуктов – 66%, грубость продавцов – 63%, отсутствие информации о характеристиках товара – 64%. При этом больше всего недовольных рынками набирается в Гомельской и Минской областях.

Как считают в Минторге, надо, чтобы рынки страны постепенно вернулись к тому, для чего они исторически предназначены. А именно: к продажам излишков выращенной населением сельхозпродукции, изделий ремесленников и, возможно, некоторых ненужных гражданам вещей. За всем остальным – добро пожаловать в магазины!

Выиграет ли от подобных трансформаций рядовой потребитель, однозначно сказать сложно. Например, опыт Москвы показывает, что местные супермаркеты тоже далеко не идеальны как с точки зрения качества продуктов, так и уровня их цен. Да, дороже стало, а вот лучше ли для покупателя – большой вопрос. Тем не менее, и в российской столице с рынками в их нынешнем виде решено распрощаться. Как сообщают СМИ, за пять последних лет в первопрестольной уже закрылось 138 подобных объектов. А с 1 июля начнется поэтапная ликвидация настоящего символа эпохи 90-х и места главного паломничества белорусских «челноков» – Черкизовского рынка…

ВСЕ, ЧТО НУЖНО К 8 МАРТА

Десятка самых популярных подарков к женскому празднику

Составить список помогли продавцы минских торговых центров. Презенты выбирали только самые ходовые и чтобы стоили не очень дорого.

1. Мягкая игрушка – очень маленькая или очень большая, или плоская, плюшевая, которую можно повесить на стену.
2. Художественная книга, которую она давно хотела прочитать, или томик модных стихов (девушкам нравятся миниатюрные издания – это недорого и очень изящно).
3. Изысканная записная книжка, ежедневник, альбом для фотографий.
4. Нашейный платочек маленький или большой шелковый.
5. Сумочка, косметичка, кошелек (только не пустой – положите монетку) от известной торговой марки.
6. Аксессуары: специальный кошелек для ключей, ремень, зонт, стильные солнцезащитные очки – тоже обязательно известных торговых марок.
7. Зажим для волос или куча маленьких заколочек для современной замысловатой прически.
8. Колечко (не обязательно золотое), ювелирные украшения; часики на руку.
9. Качественная ручка, например, с драгоценным или полудрагоценным камнем.
10. Два билета – в театр, в кино, на концерт, дискотеку.

Оставить комментарий