ЛЮДИ НА ДОРОГЕ

С сегодняшнего дня отношения «ГАИ-водитель» станут жестче и дороже

Сегодня вступают в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), существенно ужесточающие ответственность участников дорожного движения за нарушение правил. Ужесточение ответственности коснется всех – и автомобилистов, и пешеходов.

ПЬЯНСТВУ ЗА РУЛЕМ – БОЙ

С первого дня весны ужесточается ответственность автомобилистов за пьянство за рулем. Начальник управления правового обеспечения штаба МВД Наталья Божко утверждает, что управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или наркотического опьянения влечет за собой наложение весьма ощутимых денежных штрафов и не только.

Водитель, задержанный за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, штрафуется на 15-35 базовых величин (базовая величина равняется 31 тысяче белорусских рублей) и лишается права управлять транспортным средством сроком на три года либо привлекается к административному аресту и лишается прав все на те же три года.

До 1 марта действовала норма, по которой пьяный водитель штрафовался на 5-20 базовых величин либо лишался права на управление транспортным средством. Обычно применялась одна из двух санкций. С 1марта санкции в отношении нерадивых водителей будут применяться параллельно.

«Если лицо в течение года повторно задерживается за рулем в пьяном виде, то с 1 марта оно будет привлекаться к уголовной ответственности», – говорит Наталья Божко. А это уже посерьезнее будет, чем штраф. По статье 317 Уголовного кодекса такие лица лишаются права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, могут осуждаться на 2 года исправительных работ, а также в отношении них может применяться арест на срок до шести месяцев и лишение водительских прав на 3 года.

«ПРИСТЕГНИТЕ РЕМНИ!»

Тривиальное напоминание «пристегните ремни» теперь облечено в материальную форму. Наталья Божко говорит, что за управление транспортным средством без пристегнутого ремня безопасности как водителя, так и пассажира, а также за разговоры водителя по мобильному телефону во время движения накладывается штраф в размере до 2 базовых величин.

«С 1 марта за использование во время управления транспортным средством радио- и телефонной связи предусмотрено наказание в виде штрафа до 2 базовых величин. Действующее законодательство за это правонарушение предусматривает только предупреждение. Также до 2 базовых величин составит штраф за управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, а также за провоз непристегнутых пассажиров», – добавил А.Занимон.

ШТРАФ НА МЕСТЕ

Штраф до двух базовых величин, наложенный на водителя, может уплачиваться либо на месте (в этом случае водитель может «обойтись» штрафом в виде низшего предела), либо, если задержанный не желает платить, штраф будет взыскиваться через суд – по полной программе. Александр Занимон полагает, что такая схема «будет способствовать тому, чтобы у водителя не было соблазна откупиться, а у сотрудника ГАИ не было соблазна брать взятки».

На прямой вопрос, не приведет ли система взимания штрафов «на месте» к взяточничеству, Александр Занимон ответил: «Этим должна заниматься служба собственной безопасности». И добавил: «Это проблема не только ГАИ, это проблема всего общества».
Представитель Министерства юстиции Анна Шпак подробно остановилась на тех случаях, когда протокол об административном случае составляться не будет. Речь идет о случаях, когда санкции предусматривают предупреждение или штраф, не превышающий 2 базовые величины. Такой штраф водитель сможет оплатить на месте, а при отсутствии необходимой суммы или несогласии водителя с привлечением к ответственности протокол об административном правонарушении будет составлен.

«Протокол не будет составлен и в случае, если виновное лицо признает свою вину и выражает согласие уплатить штраф (в этом случае финансовые санкции будут соответствовать минимальной границе наказания). Если в течение 5 дней штраф не уплачен через банк, то виновник будет привлечен к ответственности в общем порядке», – отметила А.Шпак.

ПЕШЕХОДЫ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

Пешеходам не стоит радоваться «чужому горю» – изменения в КоАП непосредственно коснутся и пеших участников дорожного движения. Пешеход, действия которого привели к ДТП, штрафуется на 4-20 базовых величин (до 1 марта штраф не превышал 2 базовых величин). «С 1 марта 2007 года в Беларуси на пешеходов, по вине которых произошло ДТП, либо возникла аварийная ситуация на дороге, будут налагать штраф в размере от 4 до 20 базовых величин», – говорит А.Занимон, особо подчеркнув, что «поведение пешеходов на дорогах, в том числе и нахождение на проезжей части в состоянии алкогольного опьянения, являются одним из наиболее частых факторов увеличивающегося количества ДТП на дорогах.

СИСТЕМА ВЫДЕРЖИТ…

Судебная и уголовно-исполнительная система страны «выдержит» усиление административной ответственности за нарушение ПДД, уверен заместитель председателя Верховного суда Валерий Калинкович.
«Судебная система Беларуси справится с увеличением числа административных дел в связи с ужесточением в Беларуси административной ответственности с 1 марта за нарушение Правил дорожного движения», – заявил В.Калинкович. Дело в том, говорит чиновник, что в «последние годы в Беларуси сокращалось количество дел в судах, и поэтому нагрузка на судей не будет запредельной после 1 марта текущего года».

В 2006 году свыше 9 тысяч водителей привлекались к ответственности за повторное вождение автомобиля в состоянии опьянения. Потому В.Калинкович затруднился оценить возможности уголовно-исправительной системы по исправлению недисциплинированных водителей. «Трудно оценивать ситуацию, которая сложится после 1 марта, но, я думаю, что уголовно-исполнительная система республики выдержит последствия усиления административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения». В.Калинкович выразил уверенность, что «усиление административной ответственности за нарушение ПДД носит общий превентивный характер и будет само по себе способствовать сокращению правонарушений на дорогах».

ШИНОСЮРПРИЗ

Ужесточение ответственности за нарушение ПДД – уже реальность. А вот еще один сюрприз для автовладельцев готовит прокуратура страны. Прокуратура инициирует введение административной ответственности за использование автомобилистами шин, рекомендованных для поездок летом, зимой. Заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Беларуси Павел Родионов уверен: «Такая мера будет соответствовать европейским стандартам безопасности движения».

«После вступления в силу нового КоАП прокуратура будет давать надлежащую правовую оценку действиям сотрудников ГАИ и других служб, применяющих санкции в виде блокировки автомобилей на стоянках, а также снятия номерных знаков с автомобилей», – отметил П.Родионов.

ПРЕЗЕРВАТИВЫ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНЫ

Не осталось в стороне от регулирования дорожного движения и Министерство здравоохранения. 16 февраля Минздрав принял постановление №4, касающееся перечня вложений в аптечки первой медицинской помощи, в том числе и в аптечки для транспортных средств. Нормативный акт вступит через месяц после официального опубликования.
Обязательный перечень содержимого автоаптечек сокращен с 24 до 17 позиций. Из прежнего перечня исключены анальгин, аспирин и обязательные ранее презервативы.

СПРАВКА «ЭН»

СМЕРТЬ В ПУТИ

За 2006 год в Беларуси зарегистрировано свыше 8 тысяч дорожно-транспортных происшествий (ДТП), трагическим результатом которых стала смерть 1.700 человек. Для наглядного представления старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Александр Занимон привел такое сравнение: ежемесячно три самолета Як-40 терпят авиакатастрофу, в результате чего гибнут 140 человек. Но, по признанию А.Занимона, «люди привыкли к такой ситуации на дороге, а потому воспринимают трагедию не так остро». Именно потому государственные структуры особо не надеются «кардинально изменить ситуацию на дороге» через ужесточение ответственности.

«В Беларуси не удается существенно повлиять на уровень ДТП, и, соответственно, не уменьшается число погибших на дорогах. Каждый месяц в республике в ДТП гибнет около 140 человек», – повторил А.Занимон.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о