ПОЛКОВНИК СКАЗАЛ, ВОЙНА ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ

Совсем не детский спектакль на сцене Театра юного зрителя

«В армию бы тебя! – зачастую слышишь совет подростку-размазне. – Там бы из тебя настоящего мужика сделали: выбили бы всю твою дурь, творчество, музыкальные или писательские способности – ни к чему это настоящему мужику».

Возможно, именно так и произойдет: хилый и робкий юноша преобразится в мужественного атлета, способного отжаться десятки раз на кулаках, собрать-разобрать автомат на скорость, метнуть учебную гранату далеко за линию «зачтено» и прошагать с песней в строю, оттягивая носок сияющего сапога. Безусловно, если армия профессиональная, каждый служащий в ней обязан быть именно таким настоящим мужиком. Но когда армия состоит из мимолетных юнцов, половине из которых не удалось «откосить» или поступить в вуз, необходимо ли каждому из них принимать армейскую философию, чтобы непременно «стать мужчиной», защитником Родины? И ничего, что войны нет. Полковник сказал, что она все равно когда-нибудь да будет.

В новом спектакле Петра Гладилина «Мотылек» (постановки Николая Пинигина) действие лишь формально происходит в армии. Неожиданная и трагичная история могла произойти в школе, университете, в парламенте, в любой фирме, на любом предприятии. Во всяком строю, при любом режиме всегда найдется личность, не вписывающаяся в строгие рамки данной узкой философии. И начинается конфликт. Сначала внутри «лишней» обществу личности, а после с «соратниками», коллегами, одноклассниками, которые, увы, зачастую оказываются победителями.

Отличного парня, Колю Лебедушкина, призвали в армию, но сделали из него отнюдь не настоящего мужчину, а… обыкновенную девушку, что и подтвердил врач санчасти. Вернее, в девушку он превратился сам, наконец наглядно выразив свое несоответствие армейским правилам жизни. «У меня не оставалось другого выхода, – объясняет Лебедушкин ошалевшему от такой новости Полковнику. – Я не могу больше служить. Я поэт, драматург, актер, я – творческая личность. Отпустите меня домой, ведь в своем новом обличье я уже точно не смогу служить».

Отпустить домой парня, из которого должно было сделать «бойца», а получилась баба? Ни в коем случае! Большего позора Полковник никогда не переживет, если «сверху» узнают. Нерадивого рядового под новым именем Наташа поселяют в библиотеке, где преобразившаяся творческая личность с радостью отыскивает книги, пишет пьесу и кроит костюм для вскоре предстоящей премьеры. «А вдруг действительно гений», – думает Полковник, разрешив Лебедушкину на время женской недели недомогания не участвовать в изматывающей армейской «физухе». «Что делать мне с тобой?» – вздыхая, садится на табуретку у постели рядового. Разумеется, отпустить! Но об этом и речи быть не может. А вдруг гений? Почитай мне свою пьесу, и если мне понравится, то я подумаю, отпустить тебя или нет. Лебедушкин в смущении: нет ни шанса, что Полковник проникнется монологом-молитвой одинокой души, потерявшей своего возлюбленного. Особенно, если узнает, что костюм для спектакля Наташа скроила из тех самых занавесок, которые купила жена Полковника еще до их развода. Худшие ожидания оправдываются, и необычному рядовому грозят все самые страшные унижения, на которые способна армейская фантазия. Будет ли у Лебедушкина шанс спастись и поставить свой спектакль, сыграть его хотя бы один раз? Удастся ли ему доказать свою очевидную непригодность армейской службе? Сможет ли он вырваться на свободу и заняться своим истинно любимым делом? Повторит ли хоть кто-нибудь строки его произведений, произнесут ли их губы признанием в любви? Или привычным размашистым движением машина Системы сотрет с лица земли еще одного инакомыслящего? У этой истории есть развязка, которую, бесспорно, лучше пережить самостоятельно, глядя на сцену Театра юного зрителя. Второй раз премьера будет представлена минчанам 27 февраля.

Оставить комментарий