ШКОЛЕ НЕКОГО УЧИТЬ

«Мы пытаемся поддержать наших учителей в этой демографической яме»

13 января 2007 года вступил в силу новый «Закон об общем среднем образовании». Сложная демографическая ситуация в стране наложила отпечаток и на процесс получения общего среднего образования: количество школ сокращается, «первоклашек» меньше, чем выпускников.

Чем отличается нынешний процесс получения общего образования от того, что существовал до принятия закона? Во-первых, возраст, с которого дети идут в школу, – с 6 лет и старше, но никак не меньше. Проект Кодекса об образовании, который сейчас разрабатывается, устанавливает, что дети в школу идут ровно с 6 лет. Председатель комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир ЗДАНОВИЧ по опыту знает, что установление такой жесткой планки может нанести вред детям.

«Знаю по собственному опыту. Я лично начал читать и писать в 3 года. В 6 лет пошел во второй класс общеобразовательной школы. В 10-м классе я чувствовал себя очень неуютно: все одноклассники были на два года старше меня. В пятнадцать лет я поступил в Белгосуниверситет, а рядом со мной, подростком, сидели вполне взрослые люди», – вспоминает В.Зданович. Поэтому все попытки установить жесткие рамки начала обучения детей, в данном случае – ровно с 6 лет, Владимир Зданович считает неправильными. Решение вести ребенка в школу должно приниматься исходя из особенностей психофизического, умственного развития каждого отдельного ребенка.

Были ведь попытки установить обязательное обучение детей и с четырех лет, и с пяти. Самый оптимальный вариант, полагает В.Зданович, предложен в нынешней, действующей с 13 января, редакции закона – с 6 лет и старше.
Сложная демографическая ситуация внесла свои коррективы и в образовательный процесс. Количество детей в общеобразовательных школах за последние десять лет уменьшилось более чем на 420 тысяч, количество школ сократилось почти на тысячу. Белорусские школы выпускают детей больше, чем принимают первоклашек: в 2007 году 92 тысячи детей пойдут в 1 класс, 96 тысяч покинут стены школы. Правда, количество учителей остается, как ни странно, неизменным и даже растет. Этот рост происходит за счет введения новых педагогических специальностей: социальных педагогов, психологов… «Таким образом мы пытаемся поддержать наших учителей в этой демографической яме», – говорит В.Зданович.

Изменены подходы к наполняемости классов. Если раньше в классе могло быть и 36 учеников, и 40, что, естественно, сказывалось на уровне получаемых знаний, то сейчас 80% детей будут учиться в классах с наполняемостью не более 20 учеников. Это классы с углубленным и повышенным изучением предметов. Да и в обычных классах количество учеников не должно превышать 25 человек. В 1-4 классах должно быть не более 25 детей.

Самая серьезная проблема – взаимоотношения по схеме «ученик – учитель –родители». «До сих пор у нас были слишком выпячены права ученика. Из ученика, у которого есть только права, патриот не вырастет. Это не есть хорошо, как говорит депутат Кучинский. Поэтому закон особо тщательно прописывает моменты, касающиеся прав, обязанностей и ответственности всех сторон учебного процесса, чтобы получилось равенство.

Самая жесткая ответственность для ученика – исключение из школы. Эта ответственность наступает не только в том случае, если ученик совершил административное, уголовное правонарушение. Исключение из школы предусмотрено и за нарушение школьного Устава. Но исключение вводится на старшей стадии обучения – с 11 класса.

Родители, которые раньше могли прийти к учителю и высказать претензии, новым законом лишены права вмешиваться в учебный процесс.

К педагогам тоже стали предъявляться более жесткие требования. Ведь моральные качества детей во многом зависят от моральных качеств педагогов. Если раньше можно было увидеть, к примеру, учителя физкультуры, курящего вместе с учениками, сейчас это запрещено законом. Педагог обязан вести здоровый образ жизни, а это более широкое понятие, чем курение или некурение на территории школы. В случае первого нарушения закона педагогу можно объявить дисциплинарное взыскание, при повторном нарушении – с учителем просто могут не продлить контракт.

Владимир Зданович отмечает и еще одно новшество, которое, по идее, должно бы пойти на пользу среднеобразовательным школам вообще. Это – запрет на доведение до средних школ планов по внебюджетному зарабатыванию денег. Раньше Министерство образования доводило до руководства СШ планы по самостоятельному зарабатыванию денег – на существование. «Закон об общем среднем образовании», вступивший в силу 13 января 2007 года, запрещает доведение подобных планов в школы. «В вузах на вступительных экзаменах мы победили коррупцию практически на 100%. Теперь центр коррупции смещается в среднюю школу. Тревожит меня и то, что средний балл аттестата, согласно новым правилам для поступления в вузы, стал четвертой оценкой на вступительных экзаменах. Это может привести, и уже ведет, к завышению оценок выпускникам и смещению коррупции в школы», – утверждает В.Зданович.
Но это, как говорят, уже совсем другая тема.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz