СОЗДАТЬ ХОЛДИНГ «ГОРИЗОНТУ» ПОМОГУТ КИТАЙЦЫ

Новые экономические условия заставляют крупные белорусские предприятия пересматривать стратегию своего развития. Одни из них ставят себе задачу удержаться в занимаемой рыночной нише, другие – освоить новые направления, а третьи – и первое, и второе. Именно к таким предприятиям относит себя ОАО «Горизонт». Продолжая и развивая производство телевизоров, «Горизонт» планирует создать в Беларуси полноценный холдинг по производству бытовой техники.

О планах развития журналистам рассказал генеральный директор ОАО «Горизонт» Юрий ПРЕДКО, именно он выдвинул инициативу создания в Беларуси нового холдинга. «Мы готовы приступить к массовому выпуску бытовой электроники. Рынок бытовой электроники в Беларуси достаточно внушительный, его емкость – 1,8 млрд долларов в год. Мы можем смело претендовать на 30% этого объема. Это вполне реально», – считает Предко. Гендиректор «Горизонта» указывает на то, что объем продаж СВЧ-печей в республике только за год увеличился на 45%. Между тем, белорусский рынок необоснованно занят исключительно импортной бытовой техникой. «В Беларуси сегодня выпускают из бытовой техники холодильники и телевизоры. Начат выпуск стиральных машин. И это все», – говорит гендиректор.

Оценивая ситуацию на мировом рынке, Юрий Предко указал на повсеместное объединение крупных производителей. «Сегодня компании, работающие на мировых рынках, представляют целую гамму бытовой электроники. Это большие холдинги, производство в которых организовано по принципу индустриального парка. К примеру, Sony и Samsung: обе мощные мировые компании, но и они понимают, что в одиночку не одолеть конкурентов».

Однако пока белорусский холдинг бытовой электроники – это только задумка, которую не спешат комментировать ни топ-менеджеры «Горизонта», ни чиновники Минпрома. Совсем другое дело – создание крупного СП с китайскими предприятиями. Такое совместное производство по выпуску радиоэлектронной продукции будет создано «Горизонтом» еще до конца февраля. Для этого представители белорусского предприятия выедут в Китай, где подпишут соответствующие соглашения. На первых порах СП будет использовать поставляемые из Китая по невысоким ценам комплектующие, однако в дальнейшем планируется повышение уровня белорусского участия, выпуск более дорогих и сложных моделей бытовой техники.

Кроме того, «Горизонт» планирует привлечь в развитие производства китайские кредитные ресурсы – они требуются для проведения товарных операций, в том числе для закупки комплектующих. Гендиректор «Горизонта» так комментирует создание СП: «Китаю нужен партнер, который находится в центре Европы. А нам нужен партнер, который профессионально работает на рынке, обладает технологиями, производит огромные объемы, работает в индустриальном парке и занимает лидирующее положение в мире. Таким образом белорусская сторона использует недорогую рабочую силу, получает преференции в рамках свободных экономических зон, индустриальных парков».

В 2006 году ОАО «Горизонт» инвестировало в освоение новых видов техники и реконструкцию производственных площадей для их производства, а также в мероприятия по энергосбережению 9 млрд рублей. Теперь главное, чтобы не получилось как с «Интегралом». А ситуация там, к слову, такая: в минувшем году этот белорусский производитель электроники наладил выпуск компьютерных ЖКИ-дисплеев. Чем очень гордился – как же, собственная высокотехнологическая продукция, на самом острие прогресса. Правда, быстро выяснилось, что ЖКИ-матрицы мониторов «Интеграл» – производства южнокорейской компании LG. В Беларуси подобных технологий просто нет, ведь один завод по их производству стоит несколько миллиардов долларов. А ЖКИ-матрица – это 95% стоимости монитора. В «Интеграле» просто штампуют пластмассовые корпуса мониторов и занимаются отверточной сборкой, но продукция все равно носит гордое название «белорусской высокотехнологической» и стоит не дешевле полностью импортных образцов. И сбыт ей гарантирован. Мониторы «Интеграл» вы не найдете в магазинах. Их в приказном порядке закупают административные госструктуры, госпредприятия и банки. Такой вот квазирынок…

Микроволновки и холодильники по приказу не продашь – потребитель все равно будет выбирать оптимальное соотношение цена/качество. Так что инициатива «Горизонта» по созданию белорусского холдинга бытовой электроники выглядит вполне логично: что не под силу одному (даже очень крупному) предприятию, вполне по плечу промышленному конгломерату. Китайский опыт тут будет очень кстати, ведь полтора десятилетия назад китайские предприятия точно так же сквозь тернии продирались на мировой рынок потребительской электроники.

Оставить комментарий