«ЛОШАДЬЮ» ХОДИ!

Заставят ли белорусов покупать недешевые иранские автомобили?

Вот и белорусов охватила лихорадка кредитования. Благодаря этому заманчивому способу расплатиться, в 2006 году в стране было продано в два раза больше новых автомобилей, чем годом ранее, – 10 тысяч. И эта кривая на спад не пойдет. Если, конечно, ее нарочно не обламывать.

И НА МАРСЕ БУДУТ ЯБЛОНИ ЦВЕСТИ!

Снизить спрос на импортные автомобили возможно искусственным повышением спроса на иранские «Саманды» (Samand), компании Iran Khodro, выпуск которых налажен в Беларуси в прошлом году. Партнером компании выступает белорусско-британское СП ЗАО «Юнисон», уже неоднократно бравшееся за дело, не доведя его до конца. Вспомнить хотя бы попытки производства микроавтобусов «Люблин» и автомобилей «Форд» в поселке Обчак под Минском, где ныне обосновались иранские «кони» («саманд» с фарси переводится не иначе, как «быстрый жеребец»). «Лошадок» по разработанной иранцами модели собирают у нас, а в ближайшее время планируют всех пересадить на заморское чудо. Постановление Совета министров № 28 от 12 января 2007 года записало иранские автомобили в список потребительских товаров, которые обязательно должны быть поставлены в 2007 году на внутренний белорусский рынок как импортозамещающие. Для начала планируется продать 2 тысячи «Самандов». Такое «импортозамещающее» позиционирование может повлечь за собой рост автомобильных пошлин: на дорогах останется российский автопром и «Саманд» как позволенная широкому потребителю «роскошная иномарка». Многие махнули рукой: мол, за нормальную тачку не грех и переплатить, а иранское все равно брать не будем. Многие до сих пор пожимают плечами: недопонимание ситуации налицо.

Кстати, ранее руководство ЗАО «Юнисон» заявляло о том, что одной из основ успеха их бизнеса по производству «Самандов» станет импорт произведенных автомобилей в Россию. Но положительный результат может быть достигнут лишь в том случае, если Россия признает «Саманды» белорусским продуктом, а для этого автомобиль как минимум на 40% должен состоять из белорусских комплектующих. Плюс к этому, конкуренция на российском рынке достаточно серьезная, что также нельзя скидывать со счетов. Короче, задача достаточно серьезная – проще пролоббировать идею импортозамещения.

ЗДОРОВЕЙ ВИДАЛИ!

До сих пор сложно ответить на вопрос, как будет эксплуатироваться и обслуживаться пока никому не известная марка. Седан, разработанный на базе «Пежо-405», с двигателем объемом 1,8 литра и мощностью 100 л.с., «завесит» на 11-12 тыс. долларов. Интересно, каким белорусские производители «Саманда» представляют себе потенциального покупателя этой непримечательной, но весьма недешевой машины? Скорее всего, для первых двух тысяч это будет госчиновник из министерств-ведомств. А что дальше? Удастся ли белоруса со средним заработком уговорить приобрести такого «жеребца»? Не обсуждается: обыкновенный гражданин, выбирая себе «бэушку» за пару тысяч долларов, отчетливо представляет себе, какую машину он смог бы купить за 12 тысяч на авторынке. Чего же стоит ожидать в ближайшем будущем? Не бежать ли прямо сейчас за кредитом, пока есть время, чтобы купить себе не столь еще дорогую иномарку, способную отслужить хотя бы десять лет? Вдруг скоро будет невозможно приобрести автомобиль?

ЛЕГКОВОЙ ВАРИАНТ МАЗА?
– Ситуация не безнадежная: производство «Samand» в Беларуси пахнет банкротством, поскольку нельзя сказать, что на сегодняшний день эта модель экономически состоялась, – говорит Сергей МИХНЕВИЧ, председатель правления автомобильной ассоциации «БАА», директор импортера «Volkswagen» в РБ. – Хотя есть большой риск, что государство будет административными методами навязывать структурам (может, даже и частным) покупку именно «Samand». Но даже бюджетные структуры нельзя заставить скупать эти машины десятками и сотнями хотя бы уже потому, что для них пока не создано пунктов сервисного обслуживания, не налажена поставка запчастей, обучение в мастерских – это целый комплекс проблем, которые невозможно решить за один год. Другой вопрос, если им все-таки удастся разобраться с этими вопросами, тогда при административной поддержке «Samand» может захватить долю автомобильного рынка. Но все это, если и случится, то не в ближайший год.

– На какого потребителя направлены первоначальные планы продать 2.000 автомобилей?
– Эта сумма продаж может быть достигнута только методом административного принуждения. Не думаю, что большое количество этих авто купят обычные граждане, ведь и цена, и дизайн «Samand» не такие привлекательные. Более того, на основании действующего законодательства и тендеров «Samand» не выиграет покупателей по цене в 12 тысяч долларов.

– Если сбудутся пессимистичные предсказания, каких размеров может достигнуть пошлина на импортные авто?
– Возможно и 15, и 20% от стоимости автомобилей. Это даст возможность создать предпосылки выгодной покупки «Samand». Но опять это будут только бюджетные организации. Автомобильный рынок все равно продолжит развиваться, пусть даже количество продаж не будет расти так же быстро, как в прошлом году. Подобный опыт в России и Украине не создал обвала рынка после установления высоких пошлин, напротив, он продолжал расти на 30, а после на 50% в год. В Беларуси такие ограничительные меры стоит ожидать не ранее, чем к концу 2007 года.

– Может ли в Минске появиться призрак советской дороги с ее «Жигулями» и ЗАЗами?
– Благосостояние наших людей вселяет надежды. Многих сегодня не волнуют энергетические проблемы и подорожание топлива, их не заденет повышение пошлины. Скорее удар придется на автомобилистов среднего уровня, которые не могут позволить себе купить новый автомобиль. Но любой водитель, независимо от его достатка, выбирает себе машину, обращая внимание не только на цену, но и на качество сборки автомобиля, его дизайн, сервисное обслуживание и наличие запчастей. А почувствовав однажды класс машины, никто не захочет пересесть в машину худшего качества.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!