Ничего криминального

Не «всегда прав». Зачастую как раз наоборот. Газетные рубрики «Вы нам писали» в любое время готовы встать на сторону «всегда правого» клиента, обиженного несправедливым и некорректным, по их мнению, отношением персонала магазинов или ресторанов. Но видел ли кто-нибудь в прессе критику посетителей ресторанов?

– Почему-то принято говорить лишь о культуре ресторанного обслуживания, а вот о культуре посещения ресторанов постоянно умалчивают. По крайней мере, у нас в стране, – с сожалением признается Вадим ПРОКОПЬЕВ, владелец «News cafe». – Вынужден сказать, белорусы совершенно не умеют вести себя в ресторанах: они не могут сделать заказ, не способны поговорить с барменом или элегантно завести знакомство с сидящими за соседним столиком девушками. они не догадываются, что если пришли в ресторан большой компанией, нужно соблюдать некоторые правила поведения. Существует масса несовершенств со стороны посетителей ресторана. Но отчего-то все привыкли думать, что жлобство и хамство исходит в первую очередь от владельца заведения. Это неправда, и тут я вынужден защищать всех работников ресторана.

– С точки зрения клиента, который «всегда прав», с ним некрасиво поступили, попросив заранее сделать заказ на определенную сумму, чтобы потом иметь возможность сесть за столик в удобное ему время.
– Подобные требования не должны исходить в столь грубой форме. Это моветон – озвучивать гостю сумму счета, на которую ему необходимо заказать. Ход несколько попсовый. Но я понимаю владельца заведения и вижу единственный красивый выход в вежливом сообщении посетителю, мол, я рассчитываю, что вы будете ужинать у нас, заказав столик для большой компании. В Европе также практикуется подобная ситуация, правда, преподносится она более элегантно. Например, некоторые рестораны указывают добавочные к счету 20% от суммы за обслуживание пяти и более человек.

– Но особенности белорусской бухгалтерии…
– Да, они не всегда позволяют действовать столь же аккуратно. К тому же не стоит забывать о человеческом факторе с обеих сторон. Мы часто сталкиваемся с банальным жлобством клиентов. Нередко большая компания вваливается в довольно успешное место и, предварительно выпив за углом, заказывает пару бутылок колы. Ресторану высокого уровня, куда люди обычно приходят покушать, это не добавит уюта, поскольку такие компании, как правило, дурно одеты и ведут себя соответствующе. Приходиться делать им замечания, владельцы раздражаются и в итоге выставляют свои условия для заказа столика.

– Судя по всему, так выглядят первые шаги белорусов в направлении ресторанов…
– Если вы собирались покушать в ресторане, то требования оставить заказ на какую-то сумму должны отпасть сами по себе: что и по какой цене отведать, гость выберет сам.

Но выпить кофе за столиком, накрытым для вечерней посадки, будет более чем нетактично. Кофе можно выпить у барной стойки, и это будет вполне нормальным. Но у белорусов существует дикое представление о том, что клиент всегда прав, подкрепленное моделью нашего государства. Мне пришлось несколько раз выставлять за дверь тех, кто «всегда прав». Они ко мне больше не ходят, и я об этом нисколько не жалею.

– В чем, как правило, они «правы»?
– Такие компании заходят в дорогие рестораны крайне редко: их для начала смущает атмосфера заведения. Самые въедливые остаются, глядят злобно, «буржуи, мне бы бомбу, я бы вам тут устроил!» Наверное, сидящий рядом мужчина в галстуке – для них главный признак буржуазности. Недружелюбных посетителей приходилось выводить, поскольку их поведение выходило за все рамки: они упорно не снимали верхнюю одежду, сидели в наушниках, пререкались с обслуживающим персоналом, в конце концов, мешали мне визуально и, уверен, моим гостям, даже если те старались их не замечать. «Мы не сделали ничего криминального», – говорят обычно такие клиенты на просьбу удалиться. Криминалом и не пахло, но было достаточно колхозного сидения в одежде.

– Кто должен сделать первый шаг к становлению ресторанной культуры: персонал или клиент?
– Посыл должен идти от владельца, но это стоит стольких сил и нервов в данной социальной среде. Это не Франция, где можно всегда держать спинку. Здесь сложно невозмутимо пропускать всех сквернословов с их репликами, не реагировать на них можно только благодаря жесткой воле организации и энтузиазму хозяина ресторана.

Подавай сам владелец заведения подобный пример, персонал будет делать то же самое. Но не у всех хватает нервов. Надо понимать, что это бескультурье мы не перепрыгнем так просто. И в Минске есть отчаянные владельцы, которые, не получая ни копейки сверху, стараются вытравливать каждый день, каждую неделю, каждый месяц эти местечковые привычки. По-другому никак не получится. Пускай пока для этого используют не совсем адекватные методы.

Оставить комментарий