НЕПОСИЛЬНАЯ НОША

«Разгрузка» – это не так уж и приятно

Это не было классическим «журналист меняет профессию». Устроиться грузчиком меня заставило желание по-быстрому заработать немного денег в отсутствие постоянной работы по специальности. Некоторое пренебрежение к профессии чернорабочего легко удалось подавить перечислением знаменитостей, в силу различных жизненных обстоятельств оказывавшихся вне умственной работы. И хотя в реальности все оказалось совсем не так, как представлялось, на соответствующую запись в трудовой книжке я смотрю не без удовольствия.

ТРУДОВЫЕ БУДНИ

Оговорюсь сразу: магазин, в котором мне довелось нести свою «трудовую вахту», не самый большой в Минске. Я работал с 8.00 до 23.00 два дня через двое суток. Мой напарник с 9.00 до 18.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Час отводится на обеденный перерыв. Впрочем, «отводится» сказано громко. Нет конкретно установленного времени обеда. Он может случиться и в 18.00. Все зависит от времени прибытия машин с товаром. Если рассчитываете на часик нормального обеда, лучше на положенное по закону время уйти из магазина. Иначе прием пищи может закончиться для вас с криком начальства: «Машина!». Вообще же, дай волю работодателям, и они с удовольствием лишат грузчиков и такой возможности. Так, однажды я опоздал на час на работу. И хотя с 8.00 до 9.00 машины не приходили, разгневанная начальница смены в резкой форме пообещала ударить меня рублем. На свой страх и риск я предложил другой вариант: останусь без обеда. И вы бы видели, как тут же изменилось ко мне отношение!

Поскольку самовольно лишить обеда начальство не может, то при малейшей возможности бьет этим самым рублем. Даже если к случившемуся лично вы не имеете ни малейшего отношения. Так было, например, когда упало несколько рядов ящиков с плодово-ягодными винами. Дело в том, что не упасть они не могли: свободных площадей в подсобных помещениях магазина с гулькин нос, а товаров заказывают, как владельцы Зимнего дворца. Причем, как вы понимаете, любимое в народе «чернило» – едва ли не самый ходовой продукт. Вот и приходится ящики с ним ставить в многочисленные ряды высотой до потолка. Злополучные стеллажи комплектовались другой сменой. Когда они рухнули на пол, я работал в торговом зале. Но! «Ящики, наверное, косо стояли. В этом вина грузчиков. Вот между ними и распределим убытки».

При таком отношении мы могли отказаться убирать груды осколков и мыть пол от безвременно ушедшего дурмана, мол, это не входит в наши обязанности. Но не стали этого делать. Несмотря на то, что лужи от напитка, как в издевку названного «Водар», воняли, как выгребная яма. Зато теперь, уверен, ни к одному плодово-ягодному напитку не прикоснусь ни за что на свете…

Вы думаете, что уборка помещения – это единственная не прописанная нигде обязанность, данная грузчику «в нагрузку»? А складирование ящиков! (Ящики бывают четырех видов, три из которых едва отличаются друг от друга, а ставить их нужно вид к виду). Ящики с молочными продуктами, привезенными утром, ни в коем случае не должны стоять рядом с такими же продуктами, привезенными вечером. Одинаковая мука, но в разных упаковках, Боже упаси, не должна стоять друг на друге и т.д и т.п. Все бы ничего, если бы не упомянутые уже крайняя теснота помещений и едва ли не прекращающийся поток машин с вечно злыми водителями. В результате как минимум полдня вы просто не разгибаетесь, носитесь, как угорелые, из одного конца магазина в другой, а вами все равно остаются недовольны. Да и как все будут вами довольны, если только номинального начальства над вами три человека, а реагировать вы обязаны на зов любой продавщицы!

«МАШИНА!»

Я тут намеренно не упоминаю о весе товаров, которые приходится тягать грузчикам. Упомяну лишь, что один ящик с молоком или кефиром весит 25 кг, а за день таких ящиков в магазин поступает около двух десятков, а их нужно не только вынести из машины, взвесить, отнести в морозилку, но и периодически в течение дня вытаскивать их в торговый зал. То же самое надлежит делать с мясом, хотя оно и значительно тяжелее.

Однако настоящим испытанием становится транспортировка алкогольных напитков. Вот уж где работа грузчика сравнима с работой сапера. Попробуйте, зацепив металлическим крючком ящик, протащить в противоположный конец магазина «водочную» стойку, выше вас на «две головы»! А пока будете тащить, стоимость одной бутылки умножьте на их количество.

Еще есть выходы на работу вне графика в так называемый санитарный день. Тем более бесплатно. А выйти, тем не менее, придется, если не хотите лишиться половины зарплаты. Санитарный день – это своеобразный субботник для всего коллектива магазина, когда весь товар подлежит перерегистрации, для чего его убирают, а потом возвращают на полки. И хотя работать приходится «всего лишь» до 13.00 (при условии, что этот день совпал с вашим «выходным»), сложнее вам приходится едва ли не вдвое (машины с товаром продолжают ездить в обычном режиме).

Нет смысла скрывать: моя карьера грузчика закончилась спустя месяц после того, как началась. Закончилась бесславно. В один прекрасный день, нагнувшись за очередным ящиком, я почувствовал резкую боль в пояснице. Падая, успел поставить ящик, но разбил стеклянную холодильную камеру. (Разумеется, ее стоимость у меня высчитали из зарплаты). Приехавшим по вызову врачам пришлось сделать мне целых два укола сильного обезболивающего, чтобы я смог хотя бы дойти до кареты «скорой помощи»…

Еще месяц я лечился от приступа радикулита, а в магазины до сих пор хожу только по крайней нужде и вздрагиваю при слове «Машина!».

МИФЫ О ГРУЗЧИКАХ

МИФ №1 .

ВСЕ ГРУЗЧИКИ – ЛЮДИ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ

Мол, в голове ничего нет, вот и работают руками. Не знаю, возможно, мне повезло, и в «мой» магазин подбирали по специальным критериям. Однако моим напарником был парень, отучившийся год на историческом факультете БГУ. Его не исключили за неуспеваемость. Просто молодому человеку стало скучно, поскольку значительную часть того, что ему преподавали на занятиях, он давно знал из прочитанных книг. Наш приемщик товара – по образованию налоговый инспектор. Когда машин с товаром было очень много и мы с напарником не успевали их разгружать, «налоговик» оказывал посильную помощь. Товароведом в данном магазине трудилась бывшая журналистка, которую не удовлетворили размеры гонораров в отечественных изданиях. Нет, я вовсе не утверждаю, что все работники магазина – интеллектуалы. И фразы вроде «Ну и грузчики у нас, один про Ленина читает, другой про Сталинград» возможны. Однако тот факт, что треть продавщиц учатся в вузах заочно, кажется мне показательным.

МИФ №2.

ВСЕ ГРУЗЧИКИ – АЛКОГОЛИКИ

На самом деле, при приеме на работу у вас в обязательном порядке потребуют санитарную книжку. Для того чтобы получить последнюю, мне потребовался месяц и несколько десятков тысяч белорусских рублей. Медики тщательнейшим образом обследовали все, что только возможно, а при малейшем подозрении на проблемы со здоровьем отправляли на повторное обследование. Вот и подумайте, может ли получить санкнижку спившаяся личность? Да и характер работы таков, что «после вчерашнего» вам будет, мягко говоря, неудобно.

Оставить комментарий