ПИЩЕВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Зашевелилась, потянулась, густо зевнула и заработала маркетинговая машинка в Беларуси! Граждане, отвечая на вопросы социологических исследований, спокойно называют любимые торговые марки. Просто привыкли к чему-то одному?
Скорее, реклама делает свое беспощадное дело: нынешний народный забег в пространства памяти и предпочтений «Продукт года-2006» выявил рекорд­но низкое количество ответов «не знаю, затрудняюсь сказать». Теперь все знают, что лучше.

ИЗБРАННЫЕ НАРОДОМ

1.200 белорусов долго заполняли анкеты вполне занимательного содержания: ваш любимый шоколад, мармелад, сервелат – дабы позволить в очередной раз всем нам полюбоваться, насколько белорусский продукт более качественный по сравнению с российским или импортным. Кстати, 9-й Республиканский конкурс продуктов питания действительно провел четкое разграничение происхождений продуктов: Беларусь, Россия, все остальное. Результаты исследований показали непреодолимое преимущество отечественного производителя на рынке, оставив в хилом меньшинстве зарубежного поставщика. Впечатляют обширные знания белорусского потребителя: отечественная торговая марка «Царица полей», например, единогласно и без иностранных конкурентов была признана лучшей в производстве поп-корна, все знают, что уксус, как и сахар, делается в Слуцке, соль – в Мозыре, а лучшие сыры – в Кобрине. Похвальное стремление знать, что и откуда ты ешь.

К сожалению, белорусский производитель не обнаружился в списках макаронных предпочтений, чая, снэков из морепродуктов, а также полуфабрикатов глубокой заморозки. Но, судя по присутствующим в списках робким голосам зарубежных марок, наш рынок вполне насыщен.

Новая в этом году номинация (общее число 62!) «Гипермаркеты» вызвала небывалый интерес со стороны респондентов, что естественно: нет таких, кто бы не вышел всей семьей в культпоход по одному из минских магазинов-гигантов. Лучшим из них признан «Гиппо». Еще одним примечательным новшеством года стала эмблема конкурса. Теперь вместо лоснящихся сарделек, эмблему украсит утверждение «Выбор потребителя», заключенное в национальный орнамент. Это безусловно очень эстетично и гуманно по отношению к вегетарианской части населения.

В ЛИДЕРЫ БЕЗ РЕКЛАМНОГО БЮДЖЕТА

– В целом результатами мы очень довольны, выяснилось много интересного, – говорит Татьяна ЛИСИЦКАЯ, директор международного агентства маркетинговых исследований MASMI BY. – Эксперты пришли к выводу, что белорусские торговые марки действительно лидируют, они объективно лучше и по качеству, и по рекламной поддержке. Также очень важен тот факт, что белорусам небезразлично, какой товарный знак они видят на упаковке: для многих это соотносимо со знаком качества.

В свою очередь Игорь ДАНИЛОВ, председатель оргкомитета конкурса, посетовал на все еще имеющиеся недоработки в плане пропаганды отечественного продукта: «Белорусским компаниям сложнее работать и завоевывать потребителя, потому что рекламный бюджет у них не такой большой, как у иностранных».

Победители выявлены – все как обычно. Но в нынешнем году конкурс стал намного серьезней, впервые вырвавшись из рамок развлекательно-поучительного мероприятия в статус продовольственного бизнес-форума. Его участниками стали владельцы разнокалиберных бизнесов Беларуси и эксперты из ближнего зарубежья, которые очень старались в ходе форума проанализировать уже содеянное, и выявить слабые места развития продовольственного рынка нашей страны. «Открытое обсуждение наболевших проблем станет новой возможностью для их решения», – признался Игорь Данилов.

БОЛЬШЕ ЛИДЕРОВ!

Неделей ранее Беларусь определила своих отдельных героев в рамках еще одного конкурса – «Лучшая продукция года-2006». Ее организаторы, белорусское общество защиты потребителей, ООО «Экобрейн» и НПЦ Национальной Академии наук по продовольствию определили своих лидеров в восьми номинациях: от молочной и мясной продукции до безалкогольных напитков. Принципиальная разница в конкурсах заключается в том, что «лучшая продукция года» не опрашивалась среди населения, а непосредственно дегустировалась экспертной комиссией, состоящей из видных деятелей белорусского пищепрома.

Как конкурс ни называй, хуже народу от этого не станет. Только лучше: теперь ни при каких условиях ни на минуту мы не перестанем помнить о многочисленных торговых брендах, которым общепринято доверять и гордиться их… продуктивностью.