СОФИЯ, ТРИНАДЦАТАЯ СВЯТАЯ

1 мая 1585 года у князя Слуцкого и Копыльского Юрия Семеновича и его супруги Екатерины родился ребенок. Долгожданный, вымоленный. Одно слегка огорчало родителей – хотели они мальчика, а Бог дал девочку. Малышку крестили Софией Премудростию.

В год рождения Софии ушла из жизни ее мать, а когда девочке исполнился только годик, скончался Юрий.
София стала последней княгиней славного рода Олельковичей, потомков великого князя Ольгерда из рода Рюриковичей. Некоторые из этого рода сидели на Киевском престоле, другие были князьями Новгорода Великого. И София с колыбели знала: на ней вся слава и мечты предков. Нужно быть достойной прошлого семьи, нужно сохранить то, во что верили ее предки…

ТОРГИ НЕВЕСТЫ

Опеку над девочкой приняла семья ее родственников Ходкевичей. Сначала жмудский староста Юрий, взявший ее в Вильну, а затем виленский каштелян, брестский староста Иероним Ходкевич.
Заботились о последней княжне Слуцкой Ходкевичи не совсем бескорыстно. Оба опекуна были должны князьям Радзивиллам значительные суммы и искренне надеялись расплатиться с долгами за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода. Ходкевичи и Радзивиллы заключили сделку, подтвердив ее письменно, что княжна София по достижении ею совершеннолетия будет выдана замуж за несвижского князя Януша Радзивилла, сына виленского воеводы Криштофа Радзивилла.

В договоре был даже указан день свадебного торжества – 6 февраля. Но не следует думать, что опекуны продавали девочку. В договоре было сказано: брак возможен, если невеста не изменит своего решения.
Чтобы девочка была готова к браку, ей, одиннадцатилетней, разрешено было встречаться с Янушем.
Вскоре снова обострились финансовые споры двух родов. Радзивиллы наложили запрещение на Копыль, имение Ходкевичей, в счет оплаты старого долга. Разгневанные Ходкевичи запретили князю Янушу появляться на пороге их дома. Радзивиллы, не желая отказываться от Слуцкого княжества, возбудили судебное дело, по которому Ходкевич был присужден к выплате огромного штрафа, либо, в случае отказа, к лишению прав и изгнанию.

По мере приближения назначенного срока бракосочетания страсти накалялись. Не сумев договориться, обе стороны собирали войска. Радзивиллы собрали 6.000 ратников, укрепили свой дворец. Ходкевичи вооружили до 2.000 своей челяди, выставили 24 орудия и превратили в неприступную крепость свой виленский дом. Маленькая София неустанно молила Бога остановить готовящееся кровопролитие, невольной причиной которого она стала.

В Боге София видела единственного заступника, единственного живого отца. Она по семейным преданиям знала – крепко держались в православии те, рассказы о которых были ей так дороги.
Дед святой Софии Юрий Юрьевич в своем духовном завещании увещевал сыновей попечительствовать, подобно ему, над Свято-Троицким монастырем, твердо держаться православия.
Отец святой Софии Юрий Юрьевич II был единственным из трех сыновей, исполнившим заветы своего родителя. Младшие его братья перешли в католичество…

МОЛЬБЫ О МИРЕ ОН УСЛЫШАЛ

Сам король отправил послов, склонил к миру обе стороны. Вскоре недавние враги заключили новое соглашение о том, что Радзивиллы в обмен на руку княжны прекратят любые денежные претензии, а также выдадут свидетельство о правильности ведения дел по опеке над имениями невесты.

Новый день бракосочетания назначили на воскресенье 1 октября 1600 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, которой вручала свою судьбу юная София.
Одна была преграда в этом бракосочетании. Князь Януш был католиком. А София решительно отказалась переходить в католичество. Более того, настаивала еще и на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в православной церкви и воспитывались как православные. Только при выполнении этих условий четырнадцатилетняя княжна соглашалась вступить в брак.

Князю Янушу пришлось обратиться к Римскому Папе с соответствующим прошением. Разрешение было получено и бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось в назначенный срок: 1 октября 1600 года, по православному обряду, в одном из соборов Бреста.
Теперь православные историки домысливают: пришло горе, затмившее собой все личные скорби Софии – церковная уния с Римом, объявленная в западнорусских землях в 1596 году.

Вряд ли одиннадцатилетняя София понимала, что такое уния. Но она видела, что веру предков пытались вытеснить: у православных отнимались храмы, монастыри, православные священники изгонялись. Крещение, венчание, погребение разрешалось совершать только с согласия католического ксендза за установленную последним плату. Дети, рожденные от смешанных браков, причислялись к католической церкви. Православным запрещалось занимать общественные должности, созывать собрания.
Кроткая София дала себе клятву отстаивать веру до конца.

ЯНУШ, ДОБРЫЙ МУЖ

Семейная жизнь у Софии и Януша, похоже, была вполне счастливой. Муж любил Софию и всерьез считался с ее мнением. Когда юная невеста заявила, что их дети будут православными, он согласился безропотно. Можно сейчас предполагать, что наследства ради. Но это неправда. Впоследствии он не только позволял ей укреплять православие в ее владениях, но и помогал в этом.

А София превратила Слуцк в твердыню православия. Одну из немногочисленных, а вскоре и единственную во всем крае. Она упросила Януша исходатайствовать у короля Речи Посполитой грамоту о запрете в их владениях принуждать православных к унии.
Грамота была получена.
Жители Слуцка сплотились в Преображенском братстве, где самое деятельное участие принимала княгиня София.

Мало того, София заботилась об обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на строительство храмов, своими руками шила и вышивала золотом церковные ризы и священские облачения, совершала паломничество в отдаленные храмы в дни престольных праздников.

Януш терпел ее любовь к православию стоически. У обоих супругов была одна молитва: о детях. О наследниках. Но и молитвы в костеле, которые шептал Януш, и молитвы в церкви, которые шептала София, долго не помогали. Увы, у Бога были другие планы. Неисповедимы Его пути…

Так прошло десять лет жизни Софии: в корпении над пяльцами, в домашних делах, в посещении храмов. И многочасовой молитве.
На двадцать шестом году София сообщила Янушу: Бог даст нам ребенка!
Януш был счастлив: обожаемая супруга подарит наконец наследника. Или наследницу. Малыша. Значит, не бесплодна. Значит, все будет хорошо!
На девять месяцев в доме их поселилась радость.
А ранней весной 1612 года София умерла при родах.
Девочка родилась мертвой.

НАСЛЕДИЕ СОФИИ

Януш с трудом пережил смерть супруги. В доказательство своей любви и уважения он разрешил свершить погребальный обряд в любимом Софьином Слуцком Свято-Троицком монастыре. Казалось, он всегда знал, что жена его – святая.
А через некоторое время это подтвердилось чудесными исцелениями у ее гроба.
Как полагалось тогда, священники проверили гробницу. И огласили: Господь прославил праведную княгиню Софию нетлением мощей.

В память о своей любви, католик Януш впоследствии подтверждал своими грамотами: православные храмы, облагодетельствованные в свое время княжной Софией, должны сохранять свободу своего богослужения и церковные правила в духе Восточной Церкви... «Церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы, и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены».

И потомки не обманули ожиданий. Наследница, княжна Людвига Радзивилл, подписала грамоту, согласно которой во всем княжестве Слуцком и Копыльском, а также в имениях ее: Кайдановском, Копыльском, Себежском и других – должно было сохраняться православие. На место умирающих пресвитеров запрещалось ставить униатов. «Все это содержать, как сама обещала духовенству Слуцкому; и преемников своих обязываю эту привилегию точно и неприкосновенно соблюдать», – гласила грамота Людвиги.

СКИТАНИЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ

После октябрьской революции мощи святой Софии достали из гробницы и отправили в Минский музей.
Коммунисты в святость не верили и считали, что такое надругательство – полезный для народного просвещения акт.

Сейчас нетленные мощи праведной Софии, княгини Слуцкой, почивают открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска, у северного придела в честь чудотворной Минской иконы Божией Матери.
Святая София прославилась тринадцатой из святых жен. В христианской символике тринадцать – число победы. И прославление тринадцатой из святых жен Руси является знаком победы.
Память праведной Софии, княгини Слуцкой, – 19 марта (по старому стилю), 1 апреля – по новому. Это день ее смерти.

Слуцк впервые упомянут в летописях под 1116 годом, тогда он принадлежал великому князю Киевскому Владимиру Мономаху. Около 1270 года город оказался во власти князей Великого княжества Литовского и в 1395 г. образовал особый удел со своими князьями, родоначальником которых стал внук великого князя Ольгерда Александр (Олелько) Владиславович. Под их управлением Слуцк строился, укреплялся и к XV веку считался одним из главных городов ВКЛ. Много раз осаждали его татары, но так и не смогли взять грозной цитадели.

Оставить комментарий