СИЛОЙ И ШТРАФОМ

Новый административный кодекс сделает «автомобильные» тарифы значительно дороже

Навряд ли что-то изменилось за этот год. Помнит ли вообще кто-нибудь, что мы уже год ездим по новым ПДД? Может, обязательный включенный ближний свет в сумерках напомнит нам о нововведениях? Нет. Или четкая разметка на дорогах расскажет о проделанном для безопасности за год? Тоже нет. Боятся ли пешеходы хотя бы штрафов, если не смерти, о чем они думают, перебегая кольцевую или проспект? Навряд ли о новых правилах. Ситуация на дорогах начинает напоминать даже не вольную борьбу, а деревенскую разборку: правила не в чести, судьи и участники одинаково невежественны и бескультурны, наглость и физическое превосходство – гарантия лидерства. Убрать бы только трупы скорее, чтобы не попадались на глаза в минуты редкого раскаяния.

НОВЫЕ ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Прошлый год подарил Минску 30 тысяч головок блока цилиндров. Именно такой 30-тысячный автомобильный прирост случился в нашем городе. В этом году сотрудникам ГАИ думается, что машин стало еще больше. Тем не менее за 11 месяцев 2006 года по сравнению с предыдущим количество ДТП увеличилось на 2%, раненых – на 4 %, погибших – на 10%. Эта обстановка называется в ГАИ стабильной. И действительно, если подумать о том, сколько машин ежедневно становится на учет. Ужесточение наказаний в отношении водителей, а также закрытие большинства автошкол, возможно, посодействовали этой стабильности. Курс взят на неимоверное снижение смертности. В следующем году на 100 погибших будет меньше, а к 2015 году – и на все 500. О том, как это физически возможно при истеричной пропускной способности наших улиц, доведенной до предела, при росте числа водителей и транспорта, при отсутствии необходимых материальных вложений в инженерные работы, корреспондент «ЭН» побеседовала с Владимиром ПИУЛЬСКИМ, начальником отдела анализа, планирования и контроля ГАИ столицы.

– Мы отслеживаем места с повышенной концентрацией ДТП в каждом районе Минска, смотрим, какие инженерные решения могут быть применены, и реализуем их. Следующий год министр МВД действительно объявил годом безопасности дорожного движения и установил программу «Минус сто» по снижению числа погибших как минимум на 100 человек. Цифра эта чисто условная, лучше, чтобы погибло как можно меньше человек. Конечно, для этого будет много сделано в инженерном плане, но и в том числе на профилактическом уровне.

– Какие дороги, по мнению ГАИ, нуждаются в реконструкции в первую очередь?
– В ближайшее время начнутся работы по реконструкции пр-тов Пушкина, г. «Звезда», на пр-те Дзержинского в связи со строительством новых станций метро поменяется организация движения (пр-т Любимова продлят до ул. Семашко), пр-т Машерова достигнет ул. Кальварийской со строительством транспортной развязки с дальнейшим выходом на ул. Харьковская. Появятся новые надземные и подземные пешеходные переходы. Наезды на пешеходов, увы, остаются самой распространенной причиной тяжких ДТП.

– В 2007-м появится новый Административный кодекс. Ужесточатся ли в нем меры ответственности пешехода за нарушения ПДД?
– С 1 марта действительно вступит в силу новый Кодекс административных правонарушений. В нем официально появится ответственность за разговоры по телефону во время движения и за другие нарушения, которые не были обозначены в существующем Кодексе. Также изменятся административные ответственности (штрафы) за существующие ныне «непристегнутые ремни», «неразборчивые грязные госномера» и прочие нарушения. К пешеходам проявят необходимое ужесточение, появятся новые, более поучительные штрафы: нарушение пешеходом ПДД – до 0,5 базовой величины штрафа, за создание аварийной обстановки, а тем более в пьяном состоянии – до трех б.в. Для автомобилистов за повторное управление автомобилем в нетрезвом состоянии будет работать уголовная ответственность. Водителя, оставившего место ДТП, безусловно лишат прав. Мы считаем целесообразными такие ужесточения, потому что, к несчастью, на дорогах можно видеть пока лишь правовой нигилизм, отсутствие культуры и уважения к другим. Я сам наблюдал, как в Минске проходила акция «Пристегнись!»: некоторые водители, даже будучи остановленными, отказывались пристегиваться. Ну что это за штраф (6.200 рублей)? Он никого не может дисциплинировать. А по-другому культуру не воспитать.

«НЕ ВИЖУ У ГАИ ЖЕЛАНИЯ БОРОТЬСЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ»

– Вот и опять «Даешь!», «Возьмем под козырек!», «Снизим смертность!», «Отберем права за малейшее ДТП!» и далее по списку. Но ни к чему хорошему это не приведет, – с корреспондентом «ЭН» поделился своими размышлениями Дмитрий НОВИЦКИЙ, креативный редактор «Автобизнес Weekly». – Новые ПДД оказались довольно человечными: в них даже промелькнули моменты рекомендационного характера, мол, пропускайте выезжающего со двора водителя, но в основном нововведения остались незамеченными. Маршрутки и общественный транспорт продолжают ездить по левому ряду, сдавая задним ходом, никто не включает аварийку, ПДД продолжают нарушать. Мне кажется, нормальная агитационная работа смогла бы изменить обстановку. И я не имею в виду глупые плакаты или социальные ролики, рассчитанные на олигофрена и от которых нормального человека просто коробит. Нужно по-человечески, интересно и доступно для каждого объяснить, почему, например, не надо ездить по левому ряду со скоростью 40 км/ч.

Всякий раз, когда меня останавливает гаишник, это означает: готовь деньги. Уеду я со штрафом или без него, это все равно означает «встрять на бабки». Именно это он дает мне понять, а не то, что я причинил кому-то неудобства. Все боятся не последствий своего нарушения, а потерять деньги, получить запись в талоне. Меня ни разу не остановил гаишник, чтобы сказать: «Дружище, ты знаешь, за последнюю неделю на этом месте было 2 ДТП со смертельным исходом, сбили девочку». Если бы он просто рассказал мне это, пояснил, что он тут не для заработка стоит, а снижает своими предупреждениями аварийность, в следующий раз на этом месте я бы вспомнил его и ногу с педали газа убрал бы. Но я вижу обратное. На днях заехал на улицу, еще недавно бывшую с двусторонним движением, понял, что-то не так, развернулся и поехал навстречу потоку. Меня тут же остановили и открытым текстом заявили, готовь, мол, бабки, мы тут не просто так стоим, а поджидаем тех, кто по ошибке заехал на дорогу с односторонним движением. Нет, чтобы остановить и объяснить: «Пожалуйста, будь повнимательнее, посматривай на знаки, мы понимаем, что ты едешь по своему привычному маршруту и просто не заметил, впредь не расслабляйся». И тут бы я увидел, что человека действительно забирает идея безопасности движения. А он мне вместо этого говорит: «Мы здесь рубим бабки, и ты готовь отслюнявить». Возле рынка «Аквабел» недавно отменили поворот направо. И что мы видим? Не на повороте, чтобы регулировать движение и предотвращать нарушения, а за поворотом стоит гаишник и выписывает семи остановленным машинам квитанции. Я вижу зарабатывание денег, а не борьбу за безопасность.

Увеличить штрафы для безопасности? Помилуйте! Если посчитать размер наказания и наши зарплаты, мы платим больше, чем в Европе. За телефонные разговоры и ремень нужно повышать, с этим я согласен, но остальное ни в какие рамки не лезет. Зато, на мой взгляд, нужно пересмотреть наказание для маршруточников: летят по левому ряду, деньги успевают отсчитывать и подрезать всех. Их никогда не лишат прав, а штраф выпишут минимальный. Они же профессионалы! А к ним надо жестче относиться. Их тоже не помешало бы лишать прав, но не на год, а для профилактики на месяц, чтобы посидел дома без работы и подумал, стоило ли подрезать и превышать, да жена сказала бы, что без зарплаты тяжело детей прокормить. Это было бы эффективно. Объяснил бы нам кто-нибудь все по-хорошему, по-человечески. Каранием и штрафами безопасность не установить.

НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ШТРАФЫ, ПРИЗВАННЫЕ ИСКОРЕНИТЬ НАРУШЕНИЯ НА ДОРОГАХ:

– обгон в неположенном месте – штраф от 5 до 10 базовых величин (б.в.) с лишением или без лишения права управления;
– управление транспортным средством (ТС) с нечитаемым, нестандартным регистрационным (номерным) знаком влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 б.в.;
– управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, а также перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями, – предупреждение или штраф до 1 б.в.;
– пользование радио и телефонной связью во время движения – до 2 б.в.
– покататься на папиной машине без прав обойдется в 5-20 б.в.
– оставил место ДТП или употреблял алкогольные и наркотические средства до освидетельствования (читай, попался нетрезвым за рулем), а если отказался пройти освидетельствование, то, значит, нетрезв – штраф от 20 до 50 б.в. или лишение права управления сроком до 2 лет, а также за управление в нетрезвом состоянии не исключен административный арест;
– несвоевременная (пере-)регистрация ТС и управление им, а также ТС, не прошедшим гостехосмотр – предупреждение или штраф до 2 б.в.
– превышение установленной скорости движения от 10 до 20 км/ч – предупреждение или штраф до одной б.в.; от 20 до 30 км/ч – штраф от одной до двух б.в.; более чем на 30 км/ч – штраф от 2 до 10 б.в. превысить скорость более чем на 20 км/ч повторно в течение года означает штраф от 4 до 15 б.в. или лишение прав на срок до одного года.
– проехал на красный – предупреждение или до 5 б.в.
– не поморгал поворотом перед перестроением или началом движения – предупреждение или до 0,5 б.в.
– нарушение правил движения в жилых зонах, в групповом передвижении, невыполнение требований дорожных знаков, нарушение правил применения аварийной остановки, не показал поворот, проехал на красный и многое другое, если повлекло за собой создание аварийной обстановки, карается штрафом размере от 10 до 20 б.в. с лишением права управления сроком до 2 лет или без лишения.

Оставить комментарий