СГОВОРИЛИСЬ ЛИ СОТРУДНИКИ ГАИ И СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ?

Труден и непредсказуем путь современного столичного автомобилиста. Проскочить бы через перекресток быстрее, пока в пробке не оказался. Не зацепить бы рядом несущегося, что теснится в своей узкой полоске главного проспекта. Не убить бы пешехода, видящего на дороге вместо «зеленого» собственные преимущества. Мысли о лишении прав за малейшую царапину при столкновении все больше расстраивают водителей.

Как на минном поле: одно неосторожное движение – и пожалуйте в ряды пешеходов. Редко кто решится угодить в аварию нарочно, все чаще так само собой получается: стоишь себе на светофоре, а тут раз… И все, приехал. Пошли слухи, что в строгих мерах ГАИ весьма заинтересованы страховые компании, которые, получая изрядные деньги за обязательное страхование автомобилей, радуются очередной экономии на тех, кто решил разобраться самостоятельно и не вызывать ГАИ. Слухи это или нет, «ЭН» решили разобраться.

ОТ СТРАХОВАНИЯ ОДНИ УБЫТКИ

– Слухи полнейшие, – говорит Василий НЕКРАСОВ, заместитель директора страхового общества «Таск». – У страховых компаний нет никакой заинтересованности в применении сотрудниками ГАИ столь жестких мер, как лишение прав за малейшее столкновение.

По обязательному страхованию гражданской ответственности (не такому уж прибыльному роду деятельности), если водитель не совершает за истекший год ни одного ДТП, в будущем он получает 10-процентную скидку. Вы не представляете, какое огромное количество водителей ездит со скидками в 30 и даже 50% за безаварийность в течение нескольких лет.

Что касается ужесточения мер к водителям со стороны сотрудников ГАИ, я также не согласен. У меня на столе лежит около 70 дел, из которых я проверил уже половину и не нашел ни одной пометки о лишении прав. Я вижу в своей ежедневной работе, что прав лишают крайне редко, например, если виновник ДТП был пьян или выехал на красный свет и повредил на перекрестке несколько машин. Только за грубейшие нарушения. И это единичные случаи. Как правило, все отделываются 116-й статьей и штрафом. Да и самые распространенные столкновения не столь серьезны: передо мной резко затормозили, не успел отреагировать, ударил в заднюю часть автомобиля. За это не лишают прав, что и могу доказать вам, достав любое дело из моей папки.

Другое дело, когда машину чуть царапнули, водители, понимая, что этот ущерб несущественный, договариваются друг с другом. Это избавляет всех от утомительной бумажной волокиты, виновника, который нанес ущерб на 40 долларов, от штрафа, превышающего сумму ущерба, плюс по факту ДТП не придется платить за страховку на будущий год «штрафные» 50% сверху, ну и никаких дыр в талоне.

Есть водители, которые только счастливы вызвать ГАИ, ведь выплаты на ремонт зачастую превышают реальные расходы: скажем, если машина 1992-1994-х годов и ее ремонт оценен в 500 долларов, сделать это при богатом выборе бэушных запчастей и знакомых работников по гаражам можно за 300-350. Остальное – моральный ущерб, о котором водители радостно друг другу рассказывают, советуя чуть что вызывать ГАИ. К тому же шансов получить деньги от страховой компании больше, чем от виновника ДТП. Хотя нашлись хитрецы, которые после одного ДТП не ремонтируют машины, а инсценируют с соседом подобное ДТП, пытаясь еще раз получить деньги за бывшее столкновение. Для проверки таких умников есть своя база данных. В свою очередь у страховых компаний нет никаких сговоров с ГАИ.

ТОЛЬКО ЖЕСТКИЕ МЕРЫ СПОСОБНЫ СНИЗИТЬ КОЛИЧЕСТВО ДТП

- Жесткие меры, которые принимают руководители ГАИ к виновникам ДТП, а именно лишение прав, мера вполне осознанная, – утверждает Жанна ТРОЙНО, сотрудник пресс-служб ГАИ города. – Безусловно, статья 116 Административного кодекса (ее первая и вторая части) предусматривает как штраф, так и лишение прав управления. Но если учесть достаточно сложную ситуацию на дорогах столицы, неуменьшающееся количество аварий и пострадавших, которое только растет по сравнению с прошлым годом, ГАИ не может не применять к нарушителям суровых мер. К тому же следующий год объявлен годом безопасности движения, в течение которого планируется реализация программы «Минус сто». А как осуществить эту программу? Только за счет реального снижения количества ДТП. Наказывать всех штрафами означает заниматься попустительством. В нынешних условиях на дороге нельзя проявлять мягкость. Уверена, многие пострадавшие в ДТП согласятся с нами и будут требовать для виновников наиболее тяжелого наказания. Для нас важна безопасность, а не возможная выгода для страховых компаний, с которыми у ГАИ, естественно, нет никакого сговора.

КОМПЕТЕНТНО:

ШЛИ БЫ ШТРАФЫ НА ИНЖЕНЕРНЫЕ МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ АВАРИЙНОСТИ

– Сговора нет. Лишением прав за малейшее ДТП гаишники пытаются решить свои проблемы: запугать водителей, чтобы те соблюдали каждую букву ПДД и одновременно уменьшить количество машин на улицах столицы, – рассуждает Олег УЛЕВИЧ, журналист. – Это самый дешевый способ. О его эффективности рассуждать не приходится. ГАИ поставлена в жесткие условия. Количество погибших в следующем году должно сократиться на 100 человек. А сделать это без больших денег сложно.

Вот только когда кольцевую полностью осветили, трупы на МКАДе перестали быть обыденностью. Это говорит о том, что самый эффективный метод снижения аварийности – инженерный. Но это безумные деньги. Вот если бы вся сумма штрафов шла на счет ГАИ, а не в бюджеты местных исполкомов, гаишники бы не лишали прав из-за мелочей.

В том, что ГАИ предлагает участникам аварии разъехаться полюбовно, нет ничего страшного. Ведь речь идет только о тех авариях, где не пострадали люди. Мне самому недавно въехали в «зад». Сколько волокиты! Если бы виновник предложил денег, я бы не задумывался. Тут же отогнал бы машину в ремонт, и через два дня она была бы как новая. А так я уже две недели езжу с разбитым бампером, чтобы показать его оценщику.

Конечно, эта ситуация на руку страховщикам. Выплаты по таким авариям небольшие. Например, если просто поцарапан бампер, то это около 70 долларов. А если это серьезная авария, где кто-то поломал хотя бы палец, ни один гаишник не закроет глаза на такое ДТП. Да и ущерб в нем будет таким, что виновник не захочет выворачивать собственные карманы.

«ЗЕЛЕНЫЙ» БЕСПРЕДЕЛ НА ДОРОГАХ

– Мне было бы интересно посмотреть статистику лишения прав самих водителей ГАИ, – смеется Дмитрий НОВИЦКИЙ, креативный редактор еженедельника «Автобизнес Weekly». – Кажется, что лишением прав всех без разбора высказывается робкая надежда на снижение количества ДТП. Так можно помочь страховым компаниям и улучшить цифры официальной статистики, но реально решить проблему безопасности на дорогах не получится. Лишения боятся все, и поэтому водители будут договариваться и дальше. Более того, ГАИ создает такими мерами почву для появления некрасивого бизнеса, когда с виновника берут не только на ремонт, но и за молчание. Такой бизнес активно работал на дорогах России, пока там не ввели обязательное страхование. У нас же есть обязательное страхование, но водители все равно будут «разбираться» самостоятельно, лишат ведь прав.

За безопасность нужно бороться хотя бы нанесением разметки, без которой в туманное время, как сейчас, передвигаться невозможно. Есть масса вариантов, как снизить количество ДТП, но не отбиранием прав. Кстати, и статистику нужно пересмотреть: количество машин и водителей растет постоянно, и поэтому расчеты производить нужно адекватно количеству автомобилей. А в том, что случаи ДТП беспрестанно растут, нет ничьей вины, в том числе вины ГАИ. Просто машин становится больше. Время такое.

Оставить комментарий