Писатель ВЛАДИМИР КОЗЛОВ: «Минск как будто не изменился»

Писатель Владимир Козлов на один день приезжал в Минск, чтобы встретиться с читателями на факультете журналистики БГУ. Гуляя по столице, русскоязычный литератор с крепкими белорусскими корнями поделился с корреспондентом «ЭН» своими взглядами на современную литературу, новое российское кино и даже на сегодняшний Минск.

НАЗАД В «СССР»

Владимир Козлов родился в Могилеве, учился в Минске, а потом, с недолгой остановкой в американском штате Индиана, где получил образование журналиста, перебрался на ПМЖ в Москву. Герой его трилогии («Гопники», «Школа», «Варшава»), выпущенной в 2002-2004-м годах модным и скандально известным издательством «Ad Marginem», во многом повторил судьбу автора.

«Писатель должен писать о том, что он сам видел и хорошо знает, – уверен Козлов. – Поэтому, естественно, я описывал ту среду, в которой вырос. На тот момент, когда я это писал, мне казалось, что в русской литературе практически нет книг, описывающих то время – 80-е годы – с точки зрения современного человека. Да их и сейчас мало – если говорить о некоммерческой литературе».

«В январе 2007 года в питерском издательстве «Амфора» у меня должен выйти новый роман, который называется «Попс», – рассказывает Козлов. – Это в некотором роде эксперимент, потому что герой, которого я вывел в этом тексте, намного моложе меня. Ему 20 лет, он музыкант, который организовал панк-группу и пытается с помощью музыки доносить до слушателей какие-то идеи, но «попс» оказывается настолько всеобъемлющим, что одолеть его невозможно».

По ходу разговора выясняется, что у Владимира практически дописан и пятый роман: «Называться он будет провокационно – «СССР». Это своего рода предыстория первой книги – «Гопники». Я снова решил вернуться в то время – Могилев, начало 80-х. Пока, правда, я еще только собираюсь вести переговоры с издательствами о выпуске этого романа.

«ЕСЛИ ПИВА ВЫПЬЮ, ДО ВСТРЕЧИ С ЧИТАТЕЛЯМИ НЕ ДОТЯНУ»

Заходим выпить кофе в одно местечко на площади Независимости. Владимир рассуждает: «Когда стал популярен «Духлесс», я очень удивился, потому что несколько лет назад, одновременно с моими «Гопниками» и в том же издательстве вышла книга Владимира Спектра «Face Control» – практически тот же «Духлесс». Но книга Минаева стала сверхпопулярна, а Спектр (кстати, тоже бизнесмен) так и остался известен только узкому кругу людей, хоть и выпустил потом еще две книги. Почему? Видимо, «Духлесс» вышел в нужное время. В России уже была Оксана Робски, уже был гламур, и нужен был антигламур, хотя оба эти понятия я считаю искусственными. Вот и появился Минаев».

Из кафе с писателем Козловым отправляемся на книжные развалы. Сначала в «Мир книг» на Я.Купалы, 27, затем в Палац мастацтваў. Книг Владимира Козлова не находим. «Опять же к вопросу о дистрибуции, – замечает писатель. – Именно поэтому я и пошел в «Амфору», у них – хорошая торговая сеть. Потому что до моего родного Могилева первые три мои книги так и не доходили. А вообще, если судить по этим двум точкам, у читающих минчан небогатый выбор. Я не вижу здесь многих имен, которые есть в крупных московских книжных магазинах».

Идем пообедать в «Эль Помидоро», что на ул. Красной. Симпатичная официантка очень раздражается, что мы не успели определиться с заказом. Подумав, Владимир Козлов заказывает борщ, драники с курицей и 50 г «Кленовой». «Если пива выпью, до встречи с читателями не дотяну», – не очень понятно объясняет он.

Разговор переключается на современный российский кинематограф. Как выясняется, у Владимира есть опыт работы в этой сфере – он участвовал в создании сценария фильма «Игры мотыльков» и по заказу одной из телекомпаний написал сценарий документального фильма про футбольных фанатов. Сейчас в работе находится сценарий для полноценного художественного фильма.

«Я недавно ездил в Прагу на несколько месяцев, получал образование в области кино. И понял, почему Прага притягивает всяких маргинальных писателей и художников буквально со всей Европы. Там везде запах марихуаны и собачье дерьмо на улицах. Такое вот впечатление…»

Говоря о российском кино, Владимир приводит в пример фильм «Меченосец»: «Это по-своему очень разрушительный фильм. В том смысле, что он ломает представление зрителя о том, что такое современный российский фильм. Приходит условный чувак на «Меченосец», а ему до этого долго впаривали, что это просто крутейший русский фильм и так далее. И вместо стандартного боевика или триллера он видит типичный совершенно арт-хаус. Второй раз он, скорее всего, не купится, а просто пойдет на новую голливудскую премьеру – там, по крайней мере, снимают крепкое жанровое кино. И если ты идешь на фильм ужасов, то знаешь, что получишь свою порцию кошмаров, а не что-то совсем другое».

«ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК – ДЕНЬ ПЕРВОКУРСНИКА»

Владимир предлагает прогуляться по дворикам в районе МГЛУ – здесь он учился в начале 90-х. «Было тогда совершенно потрясающее время. С одной стороны, вроде бы все рушилось, но одновременно открывались разные новые возможности, и свободой можно было просто захлебнуться. У людей была возможность, например, учиться где-то на Западе, но при этом числиться в инязе. Они приезжали на сессию, сдавали экзамены и в итоге получали два диплома».

У входа в лингвистический университет, по традиции, толпятся студенты: курят, общаются. «Было бы интересно зайти внутрь, да уже времени мало, к тому же, скорее всего, не пустят».
Спускаемся в подземный переход на площади Победы. «Ноябрь – это, конечно, не самое подходящее время для прогулок по Минску, – рассуждает Козлов. – Хмуро, пасмурно, сыро. Но меня не покидает ощущение, что я сейчас нахожусь в начале 90-х. Да, машины на улицах другие, одежда на людях изменилась, но Минск сам как будто мало изменился с тех пор. Мало рекламы, мало билбордов, город кажется сонным».

«Мне встреча понравилась, только я устал – мне все-таки непривычно больше часа громко говорить, – замечает Владимир Козлов, допивая «Дариду» без газа. – У меня в этом году было две встречи с читателями в Москве. На них людей приходило гораздо меньше. Да и общение было более скоротечным. А здесь я видел, что людям действительно интересно».
На прощание мы пожимаем руки, писатель Владимир Козлов выходит из здания на ул. Московской и направляется в сторону метро «Институт культуры»: «У меня на Чкалова родственники живут – надо их навестить».