УСТНЫЕ РАССКАЗЫ ИГОРЯ ДОБРОЛЮБОВА

Это еще ясновидящая Ванга сказала Игорю Добролюбову: она не понимает, что значит его профессия – кинорежиссер. Но наказала, чтобы непременно занимался ею, потому как сподоблен на это. С тех пор минуло двадцать лет; сегодня в фильмографии Добролюбова 17 кинокартин. 17 фильмов и… 10 последних лет творческого простоя.

Но известно, что по-настоящему талантливый человек талантлив во всем. Вот и Добролюбов, не теряя времени даром, написал книгу «Осколки памяти», в которой рассказывает о кино, снимать которое лишен возможности помимо своего желания.

А рассказать народному артисту Беларуси Игорю Добролюбову есть о чем, ведь в числе его работ такие известные, как «Иван Макарович», «Расписание на послезавтра», «Осенние сны», «Плач перепелки» и, конечно, всеми любимые «Белые росы», получившие самую дорогую для Игоря Михайловича награду – приз зрителей «Лучшая комедия года» – и включенные в «золотой фонд» советского кино. Да и чего стоят одни только имена, с кем доводилось работать белорусскому режиссеру: Олег Даль, Всеволод Санаев, Стефания Станюта, Галина Макарова, Борис Новиков, Владимир Басов, Лев Дуров, Николай Караченцов, Геннадий Гарбук, Станислав Садальский, Евгений Стеблов… Однако сам Добролюбов прежде всего называет своего учителя – Михаила Ильича Ромма. Поразительная преданность – уж сколько лет минуло со дня окончания ВГИКа, вот уж и сам Игорь Михайлович отметил в октябре свое 73-летие, но все равно каждый раз с такой теплотой вспоминает об учителе (в «Осколках памяти» – кстати сказать, посвященных Ромму – о нем тоже есть рассказ), словно встречался с ним только вчера… Ну, вот, пожалуйста, пример. Учеба во ВГИКе, второй курс. Первокурсники Сергея Герасимова сдают актерский этюд, к Герасимову приехало много приглашенных, около ВГИКа машины с дипномерами, в фойе прохаживаются элегантные женщины, бегают фоторепортеры, а около мастерской, где учится Добролюбов, – никого. Такое впечатление, что там, где Герасимов, успех, слава, а здесь… В курилку заходит Ромм: «В чем дело?» – «Ничего». – «Да ладно врать. Что случилось?» Его ученики говорят: «Там народ съехался, а у нас одни студенты; неужели так плохо?» И афористичный ответ Михаила Ильича: «Слава – это такая женщина, которая приходит, когда захочет, и уходит, когда ей вздумается. Удержать ее невозможно, ожидать бессмысленно. Работайте».

О своей работе, а лучше сказать – о жизни в кинематографе, Добролюбов и написал теперь книгу, вышедшую в белорусском издательстве «Харвест». Впрочем, рассказывает в ней режиссер не только о том, что удалось, но и о неудачах. О том, например, как, едва закончив ВГИК, не смог пробить экранизацию дипломного сценария Владимира Короткевича «Гневное солнце палящее», как в начале 70-х ему не дали поставить «Сотникова» Василя Быкова, а спустя тридцать лет – его же «Желтый песочек». О том, как резали его уже готовые картины, как «Серебряную Минерву» в Венеции за «Ивана Макаровича» получали чиновники от Госкино, а Добролюбова потом заверили: можете не сомневаться – вашу картину представляли вполне достойные люди…

Написана книга очень легко (и заслуга здесь в том числе журналиста Елены Новожиловой, осуществившей литературную запись). Игорь Михайлович и тут оказался достойным учеником Михаила Ромма, оставившего после себя свои знаменитые «Устные рассказы». Можно лишь сожалеть, что теперь, после недавно перенесенного инсульта, режиссер не может пока оставить дарственный автограф на своих воспоминаниях. Но Добролюбов уже идет на поправку, и кто знает – может быть, его восемнадцатая картина еще впереди?

Оставить комментарий