Когда бьют цыган, то целят в других

505 лет назад этот народ впервые отмечен на белорусских землях. С тех пор не прекращаются попытки его «перевоспитать»…
Попытки «изменить» цыган – удел дураков, а «борются» с ними негодяи. Так коротко я бы высказался по цыганскому вопросу, которого на самом деле нет.

Сначала о дураках. В истории отмечены две выдающиеся по глупости попытки якобы цивилизованно переделать цыган.
В середине XVIII столетия просвещенная австрийская эрцгерцогиня Мария Терезия своим указом запретила само слово «цыгане», этот народ повелено было называть «нововенгерцами». Цыганам воспретили говорить на родном языке, их младенцев отдавали на воспитание «добрым христианам», а юношей забирали в армию (сержант перевоспитает!). Запретили кочевание, делались попытки привязать цыган к земле, а попросту – закрепостить.

С тех пор Венгрия имеет репутацию вотчины жизнелюбивых и ни на что не поддающихся цыган…
А в 1956 году советский лидер Никита Хрущев, чуток разобравшись с послевоенными народнохозяйственными проблемами, начал расчищать площадку для построения коммунизма. Был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Цыганам начали выдавать паспорта, а за бродяжничество их стали отлавливать и отправлять «на стройки пятилеток». В 1960-е годы данный указ тихо похерили по причине его очевидной глупости.

Что характерно, то была не первая попытка Советов разобраться с цыганами. Территорию БССР еще в 1920-е годы использовали в качестве общесоюзного полигона для экспериментов по решению «цыганского вопроса». В 1927 году на усадьбе Михалово Витебского района создали первый в СССР цыганский колхоз «Новая жизнь», была тут и начальная школа. Затем в 1930-е годы показательно оформлялись цыганские колхозы в Езерищенском, Лиозненском, Жлобинском районах. Наши историки любили подчеркивать, что первое документальное упоминание о цыганах на Беларуси (в Несвиже) датируется 25 мая 1501 года, и, следовательно, земля эта издревле является им родной.

Но вот что характерно: цыганские колхозы дружно создавались и, как правило, так же дружно распадались после получения первой же банковской ссуды. Как иллюстрацию советских благоглупостей приведем одно описание (Иван Солоневич «Народная монархия»): «Осенью не то 1929, не то 1930 года на московских улицах появились цыгане несколько непривычного вида. Потом выяснилось, это были довольно многочисленные члены Центрального Совета Цыганского Национального Меньшинства – организации, которой Советская власть поручила работу по одомашниванию их кочевых соплеменников. Центральный Совет приступил к своей культурной организационной работе и получил свою резиденцию. Резиденцией почему-то оказалось огромное и до сих пор пустовавшее здание крупнейшего ресторана России – «Яра». По древней репортерской привычке я зашел в «Яр». Стучали молотки и сновали цыгане. Шла великая социалистическая стройка. Основывался культурно-организационный центр советского цыганства. Потом этот центр населился машинистками, бухгалтерами, завами и помзавами, и даже мне было предложено развивать спорт среди угнетенной цыганской национальности. На эту тему я вел кое-какие переговоры с обладателями красных штанов и кожаных портфелей. Все было, как и во всякой советской лавочке: все бегали из комнаты в комнату и все делали вид, что что-то делают, делать же было совершенно нечего. Юные цыганки и цыгане шмыгали по коридорам и вели таинственные беседы на никому не понятном языке. Это было самое странное советское заведение, какое я видел на всех территориях СССР. В этом заведении был основан и буфет, как и во всяком другом. Потом кто-то более оборотистый, чем я, организовал при Центральном Совете любительский хор. Потом в буфете, или, точнее, из-под буфета, стала продаваться водка. Потом, в силу огромности задач и краткости сроков, была установлена ночная смена. Новый «Яр» стал до странности напоминать старый… А потом оказалось, что при первых же лучах весеннего солнца Центральный Совет Цыган в одну-единственную ночь стройно и организованно распродал весь свой дворец и скрылся в неизвестном направлении. Ни автомобилями, ни портфелями не соблазнился никто…»

Написано, как видим, с немалой долей юмора, и именно так – с философским юмором – лично я отношусь к цыганскому «вопросу». Однако есть люди, которым органично не свойственны ни юмор, ни добродушие. Прежде всего – фашисты.

То, как боролся с цыганами Гитлер, общеизвестно: этот народ поголовно истребляли в газовых камерах. Цыгане, как и евреи, должны были исчезнуть с лица земли. Менее известно другое. Среди советских цыган, сражавшихся с нацистами на фронтах, в партизанских отрядах и подполье, 12 стали Героями Советского Союза, в том числе и один уроженец Беларуси – Михаил Ошмянский.

…Есть один мудрый совет: относитесь к цыганам как к природному явлению. Вы же не пытаетесь «перевоспитать» дождь, а просто уходите под кровлю, если он надоедает. И когда сегодня приходится слышать об очередных попытках «воздействовать» на цыган, в том числе и «активно», то естественной будет догадка вот о чем.

Уличные «чистильщики» – это, конечно, дуболомы, но направляют их люди неглупые. Призыв «очистить нашу землю от цыган» – это повод сжать кулак для чего-то другого. Для чего?..

Оставить комментарий