ХРИСТА РАДИ…

Кто эти женщины в метро, в подземных переходах, на улицах города, собирающие деньги на строительство храмов? Не обычные ли они мошенницы? Почему у них постоянно возникают проблемы с законом и органами безопасности, но их деятельность не прекращается? Имеют ли они отношение к Русской Православной Церкви? Как на их деятельность смотрит закон и органы власти? Как сами представители церкви комментируют их деятельность, и занимаются ли другие конфессии подобной практикой сбора пожертвований?

Подпиткой для столь стойкого интереса минчан к проблеме становится непрекращающаяся деятельность сборщиц пожертвований.
С завидным постоянством в минском метрополитене появляются женщины со скарбонками (небольшие ящички с православной символикой и прорезью для пожертвований) в руках, поздравляющие всех христиан с тем или иным большим праздником (каждый день праздник?) и собирающие средства на строительство храма. Однако, не все граждане, столкнувшиеся лицом к лицу с «благолепными», уверены в законности их деятельности и чистоте помыслов.
Корреспондент «Экспресс НОВОСТЕЙ» провел собственное расследование.

ЕЖЕДНЕВНО 42 МИНУТЫ ПОД ЗЕМЛЕЙ

Оказалось, что сбором пожертвований в метро занимаются две жительницы столицы. Они являются прихожанками Храма Рождества Христова в деревне Большое Стиклево Минского района. По данным милиции, только за текущий год этих гражданок органы ОВД привлекли к административной ответственности за занятие попрошайничеством в общественных местах 10 и 12 раз соответственно, с последующим взысканием штрафов. Всего же с 2001 года (по данным на октябрь 2006 года) эти гражданки привлекались 106 и 87 раз каждая!

Все собранные женщинами средства не изымаются сотрудниками милиции при задержании, их дальнейшая судьба определяется административной комиссией, рассматривающей каждое конкретное правонарушение.
Одна из сборщиц является прихожанкой храма с 1996 года и собирает деньги не только в метро, но и по всему Минску, два-три раза в неделю сдавая их в церковную кассу. Она хочет, чтобы храм был построен, люди ходили бы туда молиться и могли спасти свои души. И не прекратит собирать пожертвования, пока церковь не будет завершена, несмотря на протоколы, задержания и разъяснительные беседы. Она является пенсионеркой и все штрафы, налагаемые на нее за совершенные правонарушения, изымаются из пенсии.

Начальник отдела внутренних дел по охране метро Н.Кудинов официально уведомил настоятеля указанного храма М. Рукаля в сложившейся ситуации. В своем ответе иерей Рукаль сообщил, что прихожанки, о которых идет речь, имеют благословение на сбор пожертвований. И попросил прощения за принесенное беспокойство, а также выразил надежду на дальнейшую к ним благосклонность.

Подобное обращение к настоятелю храма иерею Рукалю не единственное, он исправно отвечает на все письма органов милиции, однако никаких мер по исправлению ситуации не принимает. И вышеуказанные прихожанки продолжают свою противоправную деятельность.

КОМУ ЗАКОН НЕ ПИСАН?

Протоиерей Сергей (Кузьменков) пояснил: для того, чтобы заниматься сбором пожертвований в Минске, необходимо разрешение, подписанное правящим архиереем, в данном случае, Митрополитом Минским и Слуцким, которое можно смело попросить предъявить. А настоятель Храма Рождества Христова может давать благословение на сбор пожертвований только в пределах своего прихода, но никак вне него. И никакие заверения в том, что это древняя традиция и издавна на Руси было принято пускать ходоков для сбора средств на строительство христианского храма, неуместны. Таким образом, подобная деятельность является нарушением не только светских законов и норм, но и церковных правил. Как отметил протоиерей Сергей, закон един для всех, и никакое благое дело не должно зиждиться на его нарушении или не брать его в расчет, все повинно строится на взаимном уважении. Более того, подобная практика сбора пожертвований не вызывает у него восхищения, так как христианину все-таки стоит найти время, чтобы прийти в храм, прочитать молитву, а уже после, если у него имеется возможность, сделать пожертвование. Для подобных целей в каждой церкви есть специальные скарбонки.

Что интересно, жалобщики высказывают предположение, что пассажиры, принадлежащие к иным религиозным конфессиям, которых в Республике Беларусь насчитывается 25, испытывают в таких ситуациях неловкость. Впрочем, как и граждане, не имеющие возможность сделать пожертвование. Другие конфессии не практикуют, по крайней мере, в столице, нечто подобное и, если вы, к примеру, католик, то для того, чтобы пожертвовать, стоит сходить в один из столичных католических храмов. По сути это схема, к которой в идеале призывает и истинное религиозное чувство.

ХРИСТИАНСТВО В КАЖДЫЙ ДОМ

Помимо сборщиц в метро, каждому из жителей столицы встречались женщины в монашеской одежде, которые в любое время года и в любую погоду целый день стоят в подземных переходах с наибольшим скоплением людей. Как выяснилось, они имеют непосредственное отношение к православной церкви, а также специальное разрешение на занятие подобной деятельностью. Она добровольная, и занимаются ей по большей части послушницы женского монастыря (сестричество). Поэтому никаких вопросов у блюстителей порядка к ним не возникает. То же самое относится и к послушницам, занимающимся реализацией различной церковной утвари в общественных местах.

Также давно стало обычным наличие специальных «кружек» для пожертвований в магазинах, аптеках, пользующихся популярностью у населения. Для размещения подобного рода объектов необходимо выполнение некоторых условий, а именно разрешение Мингорисполкома и согласие директора учреждения, где планируется установить скарбонку.

Исходя из разъяснений, полученных у протоиерея Сергея, все средства в таких «кружках» подлежат тщательному учету. Они должны быть обязательно запечатаны, и целостность данной печати нарушается только в составе трех человек: того, кто имеет документально удостоверенное право на вскрытие скарбонки, казначея и свидетеля. Именно так должна проходить данная операция по всем правилам, вне зависимости от того, где эта скарбонка располагалась: в храме, в магазине или в руках у отдельной сборщицы.

ТОЛЬКО «НАЛ»

Последний вопрос, который часто интересует граждан и о котором стоит сказать, – это стоимость некоторых церковных услуг, наиболее часто оказываемых верующим людям. Сколько стоит венчание, крещение, отпевание, в какую цену встанет заказать панихиду, «за упокой», «за здравие»? Естественно, что никакой строго определенной таксы нет, и далеко не факт, что с вас вообще стребуют какие бы то ни было деньги. все зависит от прихода, в который вы обратитесь. Иногда речь о деньгах не ведется вовсе, но люди сами желают заплатить ту или иную сумму по своему усмотрению, иногда существуют укоренившиеся расценки: крещение может обойтись в 40 тысяч рублей, венчание – в 60, отпевание – в 20, «за здравие» и «за упокой» чаще всего подается бесплатно, вернее, сколько можете. а вот заказать панихиду стоит денег, а именно – 3 тысячи рублей.

ИТОГО

Вера – дело добровольное. Кто-то жертвует, кто-то эти пожертвования собирает. Одни на деньги строят храм, другие делают маленькое богоугодное деяние и заодно пекутся о сохранении своей грешной души. Главное – не нарушать закон и не вводить граждан своими действиями в заблуждение, тогда плюс к вере во всевышнего еще появится и больше доверия к ближнему.

СПРАВКА «ЭН»

П.3 ч.3 решения Мингорсовета народных депутатов от 14.03.1995 г.
«Гадание на улицах, во дворах и подъездах жилых домов, на рынках, в парках, скверах и других общественных местах, а также настойчивое приставание к гражданам с целью гадания, оказания других услуг, а также занятие попрошайничеством влечет наложение штрафа в размере от 0,5 до трех минимальных зарплат».

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!