МОБИЛЬНЫЙ ЛОХОТРОН

Все больше и больше белорусов доверяют интернет-магазинам. Во-первых, это широкий ассортимент товара. Во-вторых, исчезает необходимость тратить мучительные часы на прогулки по рынкам и выставочным центрам в поисках нужной продукции. В-третьих, потребителя привлекают низкие цены, которые предлагают виртуальные торговые площадки. Корреспондент «ЭН» удалось проникнуть на кухню белорусских интернет-магазинов и изучить проблему изнутри. Для этого он целый месяц проработал курьером «электронной лавки», которая специализируется на продаже сотовых телефонов.

ПОЛНАЯ КОНСПИРАЦИЯ

Хочу работать в интернет-магазине. Но как? Как туда устроиться? Многочисленные звонки друзьям и знакомым. Ищу вход, лазейку. На звонке двадцатом мне везет. Человек, к которому я обратился, обещает, что постарается меня устроить. Жду. Человек перезванивает. Говорит, что можно поработать курьером, требуются кадры, набери такой-то номер телефона. Звоню. Голос в трубке приглашает меня на встречу. Записываю адрес. Встреча происходит в центре Минска. Меня должны встретить у входа в книжный магазин. Звонок мобильного. Голос просит пройти в близлежащий дворик. «Там есть скамейки. Встретимся у них через 5 минут». Вместо обещанных пяти минут пришлось ждать сорок. Телефон зазвонил снова. «Вячеслав, это вы у лавок стоите? Я вас вижу. Сейчас подойду». И тут я заметил молодого человека, который быстрым шагом приближался ко мне. Через какое-то мгновение мы стояли друг напротив друга и разговаривали. «Вся твоя работа состоит в том, чтобы доставить человеку телефон. Мы не заключаем с тобой никакого договора. Оставляешь паспорт под залог. Когда увидим, как ты работаешь, паспорт вернем. По прибытию на место открываешь коробку, вставляешь в трубку SIM-карту, проверяешь аппарат на качество работы. По просьбе покупателя настраиваешь время, звонок, дату. К телефону прилагается гарантийный талон. Его нужно заполнить. В этом ничего сложного нет. Вписываешь модель телефона, IMEI-номер (идентификационный номер – авт.), телефонный номер продавца и ставишь свою подпись. В работе главное быть активным, коммуникабельным и в меру наглым. За каждую доставку ты будешь получать два доллара. Возможны премии. Если телефон не удалось продать, получаешь бакс. Запомни следующее: если тебя возьмут менты, ни в коем случае нас не закладывай. Не называй наших телефонов и не упоминай никаких имен. Говори, что купил телефон себе. Если тебя загребут и оштрафуют, мы все оплатим».

Так я понял, что работать мне придется не совсем легально. И, надо сказать, это обстоятельство не внушало никакого оптимизма. «Курьеры попадаются редко, но иногда бывает. Но ты не бойся, главное – не сверкать перед глазами. Соблюдай конспирацию. На руки мы выдаем только по одному телефону. Поработаешь немного, может быть, будем больше давать. После каждой продажи обязательно звони. Рассказывай, как все прошло. Клиенты будут с тобой расплачиваться, так что тебе вести кассу. А теперь можешь начинать. Держи». Молодой человек извлек из своей спортивной сумки пакет, в котором находился сотовый телефон. «Адрес внутри на стикере. Удачи».

ТРИ ДОЛЛАРА

В первый же день работы я столкнулся с первыми трудностями. Вначале я съездил в Уручье. Используя методику, которой меня научили, удачно продал телефон. Показал, заполнил, получил деньги, уехал. Но со вторым телефоном все получилось гораздо сложнее. Мужчина, который сделал заказ, оказался не в меру разборчив в сотовых телефонах. Он подверг аппарат тщательной проверке. Снял крышку задней панели, достал батарею, сравнил IMEI-номер телефона с номером, нанесенным на коробке. Указал мне на цифры, которые между собой не совпадали. Потом он нашел в телефоне какой-то винтик, который, по его мнению, уже откручивали. А это значит, возможно, телефон перешивали. «Я сам телефоны из Польши возил, – сказал мужчина. – Защитная пленка экрана – не оригинальная. Телефон вскрывали. Возможно, перешивали. Много несовпадений. Инструкция не на русском. Гарантийный талон тоже какой-то подозрительный. Чей телефон вы оставляете в графе «сведения о продавце»? Видите, не свой. А как мне узнать, что по этому номеру кто-то ответит? Проверить? Давайте проверим». Мужчина позвонил по номеру, который я указал в гарантийном талоне. К счастью, этот номер действительно принадлежал продавцу. Мужчина предъявил тому свои претензии и сказал, что покупать телефон отказывается. Я стоял в совершенной растерянности и терялся в собственных мыслях. Телефон уехал вместе со мной. В итоге в первый день работы я заработал три доллара.

ВСТРЕЧИ ЗА ГАРАЖАМИ

Я приезжал на работу каждый день. К моему удивлению, оказалось, что интернет-магазин не имеет собственного офиса. По крайней мере, даже если он и существовал в природе, побывать в нем мне так и не удалось. Как, впрочем, и другим курьерам. Встречи проходили все в том же дворике в центре города. Каждый раз, когда я подъезжал к месту встречи, я звонил продавцу и называл время, когда приеду. «Зашившись» у подъезда, ждал, когда вынесут товар. Продавец всегда появлялся из дверей одного и того же подъезда. Наверное, там он снимал квартиру под хранение товара. Молодой человек неприметной внешности нес в руке небольшую сумку. При выходе из подъезда он обычно закуривал и ускорял шаг. Наша встреча всегда напоминала отрывок из фильма «Семнадцать мгновений весны». Продавец проходил мимо, не подавая вида, что мы знакомы. Иногда он делал тайные знаки глазами. Удалялся вглубь двора, за гаражи, а я, как случайный прохожий, неторопливо брел вслед за ним. За гаражами продавец быстро доставал телефон, запихивал мне в сумку, не забывая при этом пятнадцать раз оглянуться. Нервное настроение продавца передавалось и мне. Когда товар оказывался в моей сумке, я чувствовал, что совершаю какое-то очень страшное преступление, за которое буду вечно гореть в аду. Мы расходились в разные стороны. Выйдя за пределы дворика, я доставал из сумки стикер с адресом и карту города. Разобравшись, в какую дыру меня занесет на этот раз, я закидывал рюкзак на плечо и отправлялся в путешествие по Минску. Где только я не побывал за этот месяц! В каких злачных районах не ступала моя нога! От постоянной ходьбы к вечеру ноги превращались в банановую кожуру.

ТОНКОСТИ РАЗВОДА

Вскоре я освоил все секретные приемы курьера интернет-магазина. Научился профессионально вешать лапшу на уши. Главное, научиться качественно врать. Любому покупателю нужно говорить, что выбранный им телефон самый лучший, надежный и, конечно же, «прослужит долгие годы». Даже если ты видишь модель мобильника впервые в жизни, сделай вид, что работал с ней неоднократно и успел убедиться, что это самая замечательная модель в мире. Телефоны, с которыми мне довелось сталкиваться, условно можно разделить на два вида: «белые» и «серые». «Белые» телефоны, как правило, стоили дорого. Но работать с ними было одно удовольствие. Заполняешь человеческий гарантийный талон, в котором тщательным образом прописываешь все позиции телефона. Ставишь свою родную подпись. С чистой совестью оставляешь мобильник его новоиспеченному владельцу. «Серые» телефоны заполняли будни курьерской службы. Их приходилось возить по несколько единиц на день. Если телефон «серый» – жди проблем. Один раз мне довелось в течение дня обслужить только одного клиента. Привез телефон – не работает. Другой – зарядное устройство отказало. Лишь на третий раз покупатель получил работающий аппарат. И его ни капли не смутил тот факт, что из трех мобильников одной модели только один оказался в рабочем состоянии. Другие курьеры научили меня ставить в гарантийных талонах на «серые» телефоны липовую подпись. Мало ли на кого нарвешься. Да и неудобно как-то курьеру расписываться в графе, где должна стоять подпись продавца. Иногда по собственному «недосмотру» доводилось делать гарантийный талон недействительным. Заполняю «гарантийник», вношу IMEI-номер, и тут, например, вместо цифры 4 ставлю 7. Громко удивляюсь собственной оплошности и исправляю. А любое исправление в гарантийном талоне делает его недействительным. И трех лет гарантии как не бывало!

ВИДЯТ, НО БЕРУТ

В среднем в день я развозил 3-5 сотовых телефонов. Через две недели работы мне вернули паспорт. Стали давать несколько телефонов на один заход. Вместе с этим все чаще и чаще стали попадаться «пустые коробки». Приезжаешь к клиенту, открываешь коробку, а в ней на дне лежат подзарядное устройство, сотовый телефон в собранном виде и гарантийный талон. Телефон в собранном виде – это уже плохой показатель. На каждую деталь – батарею, крышку панели – должна идти своя упаковка. В некоторые комплекты перестали включать книжки с инструкциями. Или вкладывали в комплект инструкцию от другой модели телефона. Редкий покупатель не замечал таких недостатков. В таких случаях я делал умное лицо и в присутствии покупателя звонил продавцу. «Леша, тут книжки перепутали. Да, положили от другой модели. Хорошо. В четверг? Ну, хорошо. Все, давай. Вы знаете, – обращаюсь к покупателю, – на данный момент книжек от вашей модели нет. Привезут в четверг. Так что мы с вами свяжемся и обязательно привезем вам книжку».

В назначенный четверг никто ничего не привозил. Поступала новая партия товара. Серые телефоны плодились и продавались.

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Анонимно

Заказная статья. КГАМ!