ПАРТИЗАНФИЛЬМ ПРОДАКШН

«Вспомни 10 названий современных белорусских кинокартин и получи телевизор в подарок!». Условий такой рекламной акции в нашей стране еще никто не объявлял. Но, может быть, пора? Отечественное кинопроизводство – великая загадка Беларуси. Сегодня сложно однозначно сказать, как оно выглядит и с чем его едят. И не внесли ли его, наконец, в Красную книгу?

Радует одно: в каждой ситуации случаются свои исключения из правил. В середине сентября белорусское кино неожиданно напомнило о себе приятной вестью из Ялты. На седьмом международном телекинофоруме «Вместе» картина Игоря Четверикова «Три талера» была отмечена главным призом в номинации «Лучшее детское кино». О подробностях фестиваля и судьбе белорусского кинопроизводства в целом с корреспондентом «ЭН» делится автор сценария картины Алена КАЛЮНОВА.

О ПОМПЕЗНЫХ ФЕСТИВАЛЯХ

– Банальный вопрос: сложно было победить?
– На фестивале было представлено 27 стран-участниц. Номинаций по детскому кино изначально не существовало, поэтому ехали мы, как олимпийцы, – для участия. Но оказалось, что с этого года про детское кино, наконец-то, вспомнили. Это радует. Так мы попали в число номинантов. У нашей картины были сильные конкуренты. В первую очередь, это российский фильм «Рождественская история», в котором снимались Валерий Золотухин, Александр Пороховщиков.

– А что конкретного может дать фестиваль подобного уровня?
– Ценный опыт профессионального общения с коллегами. Только фестивали, которые проходят в Ялте, в большей степени «отдыхательные». Привезли полсамолета звезд: Светличная, Проскурин, Светлана Коркошко, Александр Михайлов, Малежик. Из белорусов можно назвать Поплавскую и Тихановича. Были гости и из числа политиков: Геннадий Селезнев, Сергей Миронов. Имен много, а работы, собственно, фестивальной – нет. Наш «Листопад» точно такой же. Туда тоже привозят толпы знаменитостей, которые в роли «свадебных генералов» праздно кочуют с одного банкета на другой. Для чего? Чтобы зрители, увидев их «вживую», в обморок от счастья попадали? Наверное, кому-то это нравится. Но по большому счету – это порочная практика делать помпезные полупьяные и непонятно кому нужные фестивали.

– То есть, кроме «дружбы народов», они ничего не дают?
– Дружбы? В Ялте меня больше всего поразила степень межнациональной нетерпимости. Из симферопольского аэропорта я ехала в одном автобусе с москвичами, знаменитостями. И всю дорогу шла речь о том, что противные украинцы не платят за газ. Вскоре переключились на Беларусь. Мол, и она туда же «катится». Кто-то подытожил, что «Беларусь, в отличие от Украины, потерять не жалко». К счастью, в этот момент за окном показались новостройки крымских татар, и все сразу перекинулись на них. Украинскую и российскую делегации перевозили в отдельных автобусах. Иностранцев тоже поделили интересно. Часть приписали к России, часть – к Украине. Нужно было садиться непременно в свой автобус. Потом между делегациями провели товарищеский футбольный матч, который больше походил на хоккей. Столько там было драк, силовых приемов. В воротах российской команды стоял телеведущий Николай Дроздов. Вскоре его жена потребовала, чтобы его срочно заменили, потому что Дроздова просто исколошматили мячом. И, по-моему, это делалось специально.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

– Как на сегодняшний день складывается судьба фильма «Три талера»?
– В Украине ленту показывают намного чаще, чем в Беларуси. У нас ее первый раз показали днем 30 и 31 декабря, когда ни один нормальный человек телевизор вообще не смотрит. В кинопрокат фильм не выйдет, потому что он на видеоносителе и к тому же четырехсерийный. Так что по-настоящему фильм до зрителя еще не дошел. А жаль, потому что получилась достаточно добрая и увлекательная история. «Три талера» очень любят московские актеры, которые у нас снимались – Андрей Соколов и Андрей Чернышев. Если в интернете кто и рекламирует ленту, так это сайты Соколова и Чернышева. Хотя в России картина еще не показана.

– Когда наши спортсмены возвращаются после очередной победы, их обязательно встречают в аэропорту. Как поздравляли вас?
– Вывесили на киностудии листок с поздравлениями. И это все. О награждении фильма не сообщили ни в одной газете, ни на одном белорусском телеканале. Такое молчание особенно странно, потому что белорусские телевизионщики принимали участие в фестивале, хотя и не взяли призов. Обидно. У нас не так много достижений. Тем более в области кино. Особенно сегодня, когда вообще стоит острый вопрос: быть или не быть белорусскому кинематографу.

– Значит ли это, что Беларусь не нуждается в детском кино?
– Сегодня телевизионные каналы почти не приобретают «детскую» продукцию. Дело в том, что по закону в нее нельзя вставлять рекламу. Студия им. Горького, которая когда-то была студией детских и юношеских фильмов, вообще больше не выпускает подобных картин. Поэтому положение с детским кинематографом действительно ужасающее. Для нашей студии это вдвойне неприятно. Ведь именно у нас снимались такие фильмы, как «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку», «Кортик», «Бронзовая птица», «Последнее лето детства». Все дети выросли на этих фильмах. Так что вопрос вполне правомерный, но на самом деле проблема стоит еще острее: нуждается ли вообще наша страна в собственном кинопроизводстве? «Беларусьфильм» не модернизировался, начиная с советских времен. Реклама отсутствует. Постоянной работы с прессой не существует. Коммерческий отдел не имеет даже выхода в интернет. По большому счету студия сегодня – это заповедник вчерашних методов работы, пришедший в запустение. И нового не приобрели, и старое утратили.

КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

– Как можно исправить состояние кинопроизводства?
– Никакие оригинальные рецепты здесь не требуются. Как в экономике есть отработанные, проверенные временем принципы, так и в кинопроизводстве. Существует множество механизмов поддержки национального кинематографа, но они не будут работать, пока студия, наконец, не развернется лицом к своему зрителю и не станет зависеть только от него. Сейчас же она ориентирована исключительно на своего заказчика – на Министерство культуры. Вот и получается, 100%-ное государственное финансирование – палка о двух концах. С одной стороны – студия не закрылась, с другой – нет особой нужды выпускать востребованные, окупаемые фильмы, меняться, искать новые формы работы, совершенствоваться. Парадокс, но даже на официальном языке задача киностудии сформулирована так: «Выпускать шесть единиц в год». Единиц, а не фильмов! Об их художественном уровне вообще нигде не упоминается. Этого понятия нет ни в одном нормативном документе о кино.

– Какие перспективы могут ожидать белорусское кино?
– Обычно, говоря о неудачах белорусского кинематографа, принято ссылаться на отсутствие хороших сценариев, хороших режиссеров. Но вот удивительно, наши творческие работники, столь активно ругаемые на родине, прекрасно работают за ее пределами. Из моего поколения почти никого не осталось в Минске. Кто в Москве, кто в Питере, кто в Сибири, кто в Украине. Там они востребованы, а здесь по-прежнему говорят, что кино делать некому. Я бы поставила вопрос иначе – о бездарности руководства киноотраслью. Из года в год руководящие посты занимают люди, которые не могут отличить хорошее от плохого. Чтобы хоть как-то ориентироваться, они выбирают себе приближенных, которые в свою очередь исходят из своих вкусов, пристрастий и, что чаще всего, интересов. Едва ли не половина вышедших в последние годы картин запускалась лишь для того, чтобы сделать приятное тому или иному влиятельному лицу. Все это называется «местничеством» и далеко от нормы. Так что перспективы белорусского кино зависят от того, в какие руки оно попадет. Будет ли изменен сам механизм его существования, разработан некий план развития, сформулированы цели и задачи, наконец, или же назначенцы будут по-прежнему тасоваться, как карты из одной и той же колоды.

«НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ»

– Белорусскую студию часто называют «Партизанфильмом». Когда мы сможем увидеть кино о нашем времени, о насущных проблемах современности?
– В самой военной тематике ничего плохого нет. Весь вопрос: как это сделано? Кинокартины не должны сниматься на уровне двадцатилетней давности. Они должны быть современными и по киноязыку, и по затронутым проблемам. Что касается темы современности, то, говоря об этом, придется опять вернуться к проблеме запусков. Например, у меня с 1992 года лежит сценарий «Во время мартовских дождей», рассказывающий о судьбе моего поколения, которое оказалось на самом разломе эпохи. Нас учили жить в одном мире, а мы оказались совершенно в другом, с другой системой ценностей. За четырнадцать лет и до настоящего момента разные режиссеры пытались запуститься с этим материалом, но каждый раз безрезультатно. Так сложилось, что запуск – это своего рода лотерея, в которой качество сценария, актуальность темы никакой роли не играют. Режиссер «Трех талеров» Игорь Четвериков, очень достойно справившийся со своей задачей, на сегодняшний день не получает от студии никаких предложений. Зато его приглашают работать в Москву. Нам еще повезло, что удалось снять «Три талера». Пускай картина возникла случайно, как нежелательная беременность, но она все-таки возникла. Ситуация вокруг кинопроизводства по-прежнему сложная. Остается только надеяться, что белорусское кино все-таки выживет.

СПРАВКА «ЭН»:

Алена Калюнова родилась в 1965 г. в Ашхабаде. Окончила отделение театроведения Белорусской государственной академии искусств. Работала на Национальной киностудии «Беларусьфильм». Автор цикла телевизионных программ «Класс-клуб» представляет». Работала в Национальном академическом театре им. Янки Купалы ведущим редактором литературно-драматургической части. Позже начальником отдела рекламы и маркетинга.

Являлась главным координатором и PR-директором независимого фестиваля современного киноискусства «Фестиваль одного фильма», 1-го Международного фестиваля современного театра «Открытый формат», 1-го Международного фестиваля театрального искусства «Панорама». Преподавала в Белорусской государственной академии искусств. Автор многих сценариев, в числе которых: «Мечтаю о тебе», «Рождественская сказка», «Три талера», «Игрок. Сын Игрока», «Вам задание».

Оставить комментарий