СТРЕЛЬБА ВХОЛОСТУЮ

Сотрудники ГАИ видят явные нарушения, а наказать зачастую не могут
Господа водители, позвольте мне сообщить вам пренеприятную новость: они видят вас всех, видят ваши нарушения и даже способны вас за это наказывать. Иногда.

Едете вы по городу лихо и весело, километров эдак 90 в час. Плюс – минус, но двадцать из них очевидно лишние. И тут – раз: патрульная машина ГАИ. Ваши действия? Плавно, не делая резких движений, сбрасываете скорость, он все равно ничего не сможет доказать.

– Да… Раньше, помню, в середине 90-х, стоит только на дороге появиться, как на многих уже только вид патрульной машины оказывал усмиряющее действие. Едешь ли ты 60 км/ч или 30 – не важно: за тобой послушно выстраивались водители и ни в коем случае не рисковали идти на обгон, – вздыхает Анатолий Луцевич, старший инспектор ДПС Центрального РУВД г. Минска. – А сейчас пролетят мимо со свистом и даже не сбросят скорость.

Социальное неравенство даже на дороге раскинулось широко. Негодованию инспекторов ДПС нет предела: это неравенство дошло до того, что остановив очевидного нарушителя, трудно доказать ему его вину, зато легко стать оплеванным лопухом, на которого особо юридически подкованные после накатают жалобу, мол, совсем обнаглел без причины останавливать, от работы отрывать.

Безусловно, можно проникнуться обидой сотрудников ГАИ: узнав обо всех своих правах, о том, что положено и что нет, водители не стали вежливее на дорогах. Однако отрицать предвзятости гаишников в атмосфере такого неравенства тоже нельзя. Попробуем сесть в машину ДПС и прокатиться по субботним улицам столицы.

АТАКУЙ, НЕ АТАКУЙ…

К примеру, большие деньги, затраченные на покупку устрашающего оборудования «Искра 1», даже наполовину не оправдывают надежд на улучшение правопорядка на дорогах. Вышеназванный прибор, призванный покадрово в режиме фотосъемки фиксировать нарушения на дороге (в основном несогласие водителя следовать скоростному режиму), даже в присутствии журналиста выдал несколько ситуаций, при которых был более чем не нужен. Едем по среднему ряду кольцевой. Мимо пролетает что-то со скоростью движения 160 км/час. Очевидное нарушение, зафиксированное прибором. Однако почему-то мы не летим, как в захватывающих боевиках, догонять правонарушителей. «Представляете, как мне нужно разогнать машину, чтобы остановить его?» – говорит инспектор. Можно, конечно, передать по рации иным патрулям о лихом водителе, но почему-то не происходит и этого. Можно, по примеру западных стран, сфотографировать удаляющийся госномер автомобиля-нарушителя и прислать его владельцу открытку под Рождество. Конечно, можно. Только за неявку на приглашение «открытки» никакой ответственности не предусмотрено: делай этой открыткой что хочешь. Да и не надо забывать, что мы не американцы какие-нибудь, а народ смекалистый, и доверенность нам для движения по Беларуси не нужна. Вот и рассказывай себе смело, что ехал на этой машине не ты, а твой друг, какой – не помню, или что вообще машину давно продал по доверенности.

Прибор фиксирует скорость автомобиля в потоке, а сотруднику ГАИ приходится самостоятельно догадываться о том, кто нарушитель. Это сделать несложно, если на дороге только один автомобиль или если при обратном просмотре кадров фотосъемки проглядывается очевидный «лидер» дорожного движения. Но если превышающие режим машины движутся на одном уровне, сотрудник ГАИ не рискнет кого-то из них останавливать.

И ВСЕ-ТАКИ ПОЛЬЗА ЕСТЬ

Ну, конечно, не все так тоскливо. Сотрудникам ГАИ удается-таки применить прибор и пресечь нарушение, чему корреспондент «ЭН» становится свидетелем. Остановившись у съезда с кольцевой на Долгиновский тракт, настроили «Искру» на высечение в сторону машин встречного потока. В такой ситуации у инспектора ДПС есть реальная возможность вовремя оторваться от монитора и пообщаться с зафиксированным нарушителем. Для примера, общение по подобным вопросам обойдется водителю в две базовые величины за езду по городу со скоростью 81 км/ч.

Конечно, нельзя не отметить средней правопорядочности белорусских водителей: подчас пиликающий прибор в рабочем режиме не издавал ни звука в течение 5-10 минут. Дождь и солидарность водителей – не последние тому причины.

Прибор особенно хорошо работает, когда установлен не в патрульной машине, а в самой обыкновенной. Все-таки многих от нарушения сдерживает присутствие ГАИ на дороге. А еще лучше работает новый вариант «Арена», устанавливаемый отдельно от машины ГАИ, который позволяет все видеть, не будучи замеченным водителем. Однако пока нет должной законодательной базы, даже его действие не повлияет на количество дорожных нарушений кардинально.

Оставить комментарий