РАЗГОВОР НЕ ДЛЯ ПРЕССЫ

Ректор БГУ Василий СТРАЖЕВ попытался убедить СМИ в том, что студенты еще не в полной мере платят за свое образование
Ректор главного университета страны, решив наконец публично разъяснить ситуацию повышения стоимости платного образования, собрал представителей СМИ, чтобы ответить на все накопившиеся злободневные вопросы. После встречи журналисты недоуменно пожимали плечами: самые важные вопросы остались без ответа. К сожалению, доступным языком Василий Иванович не разъяснил, в силах ли Беларусь поддерживать бюджетную форму обучения студентов, а также объяснить, почему студенты враз лишились скидок, заработанных в прошлом хорошей учебой.

ДОРОГО, ЗАТО БЕСПЛАТНО

Никто и не сомневался в том, что новая плата за образование в госуниверситете установлена в соответствии с реальными затратами на нее. Другой вопрос, в каких попугаях измерять эти затраты: исходить ли из реального финансового положения белорусов или от нужд БГУ. В частности, В.Стражев не без ноток гордости в голосе заявил: в текущем году БГУ закупил всевозможную вычислительную технику на 1 миллион долларов, а это «не может не вносить изменений в стоимость обучения тех, кто учится платно». Вопрос интересный: вычислительная техника – дело нужное, бесспорно, но разве у БГУ, как и у обыкновенной семьи, не установлен изначальный бюджет, в рамках которого планируются грядущие покупки? В этом году мама семейства купила себе 20 пар обуви, естественно, это не может не сказаться на том, сколько теперь будут кушать ее дети и муж. Однако в нормальных семьях до серьезных покупок люди обычно совещаются, где и как они возместят затраты на 20 пар обуви. В случае с БГУ совещаний о покупке столь дорогостоящей техники не было, студентов и их родителей заранее в известность не поставили, посему сложно принять данные покупки как пояснение роста оплаты обучения. В 2006-2007 учебном году ввиду реальных затрат на обучение студентам, получившим скидки за хорошую учебу, предложили начать оплачивать реальную стоимость. К сожалению, ректор не смог объяснить, почему так получилось, ссылаясь на то, что существовавшие ранее системы четверть- и половинной оплаты, неразумны, на его взгляд, и нецелесообразны в соответствии с сегодняшним положением БГУ.

По словам В. Стражева, выбивающиеся из сил родители студентов-платников далеко не полностью оплачивают образование детей, поскольку «платное обучение в Беларуси и БГУ де-факто имеет поддержку со стороны государства». Денег студентов хватает лишь на заработную плату преподавателям, накладные расходы и небольшой процент рентабельности. В то же время они не платят за эксплуатацию зданий, капитальный ремонт, инвестиции вуза и т.п. Оказывается, чтобы иметь реальное представление о ценах на обучение, нужно посмотреть на стоимость занятий для иностранных студентов – от 1,7 до 2,5 тыс. долларов в год.

Так, средняя стоимость обучения 2-4 курсов составила от 2.002 тыс. рублей до 3.503 тыс. рублей. Студенты-первокурсники самых дорогих специальностей БГУ, таких, как «международные отношения», «мировая экономика», «правоведение», платят за обучение 3 млн 654 тыс. 500 рублей. «Кому я могу посочувствовать сегодня, это тем, кто не обладает должным количеством информации о реальной стоимости образования!» – сказал Стражев. В государственных вузах США, по словам ректора, учеба обходится в 6-8 тысяч долларов! Это, безусловно, много, особенно для зарплат белорусов.

«СТУДЕНТЫ БГУ ПЛАТЯТ С КАЖДЫМ ГОДОМ ВСЕ МЕНЬШЕ И МЕНЬШЕ»

Второй немаловажной причиной повышения стоимости обучения стал неизбежный рост зарплат граждан. В последние годы белорусы, включая преподавателей, стали получать на 40-50% больше. Эти изменения забирают порядка 65% средств, которыми располагает БГУ. Плюс можно добавить выплаты 35-процентных социальных налогов. И получается, что только зарплата преподавательскому составу устанавливает минимальную стоимость обучения в БГУ – 800 у.е. Сюда не входит выплата стипендий, помощь сиротам, инвалидам, полное содержание студенческих общежитий и прочее. Но есть одно открытие, о котором, возможно, многие не знали: «На самом деле с каждым годом студенты нашего вуза платят все меньше, – сообщил В. Стражев. – Да, инфляция у нас в стране относительно небольшая (7-9%), а вот соотношение стоимостей доллара и рубля не меняется уже два года. Таким образом, если считать стоимость образования в условных единицах, то с каждым годом при переводе одной валюты в другую они платят все меньше».

Здесь сложно не вспомнить примеры тех студентов, которые изначально подписывали договоры на сумму в 2 и в 4 раза ниже сегодняшней, а также получали серьезные скидки за хорошую учебу, но после, к середине и концу курса высшего образования, стали платить новые полные стоимости.

«Хорошее образование не может быть дешевым, особенно в столь престижных вузах, как БГУ или Академия управления при Администрации Президента. Стоимость обучения в них на 50% больше, чем в других вузах. К тому же БГУ отличается от других квалифицированным преподавательским составом – это единственный университет в республике, в котором каждый второй преподаватель является кандидатом наук, – сообщил ректор, – это надо понимать. Но многие привыкли думать по-советски, мол, все у нас бесплатное, а так не бывает. В крайнем случае, за все платит налогоплательщик. Тем не менее, Указом Президента РБ «О некоторых вопросах платного образования в высших учебных заведениях» за хорошую учебу мы перевели на бюджетную форму 93 человека, а также сделали скидку 808 студентам 2-5 курсов. БГУ никого не обидел, если внимательно рассмотреть ситуацию».

Об отмененных скидках – опять ни слова, за исключением примеров тех студентов, чьи конкретные ситуации – «не предмет для общественного разговора».

«БГУ ВСЕГДА РАБОТАЛ В ОСНОВНОМ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТА СТРАНЫ»

Несмотря на то, что в среднем по университету повышение стоимости образования не превысило 6%, цена учебы на отдельных специальностях преобразилась до неузнаваемости.

«Почему оплата за обучение не менялась последние три года, при том, что зарплата выросла, я не буду комментировать, это не для прессы разговор, сказал Василий Стражев. – Начиная с этого учебного года на 1 курсе мы установили цены в соответствии с реальными затратами на образование. Если говорить о 2-5 курсах, то с этого года и там появилось небольшое нововведение. Раньше в БГУ существовали 6 групп по оплате в зависимости от выбранной специальности. Недавно выяснилось, что деление на эти 6 групп никак не связано с реальными затратами на обучение, а основывалось только на желании абитуриентов учиться той или иной специализации. То есть, если желающих было мало, значит, и оплата была небольшой. В результате в группы с низкой стоимостью попали очень дорогостоящие специальности, как «прикладная математика», «информатика», «физика». С этого года мы организовали 4 группы стоимостей вместо 6. В основу этого деления положены принцип экономической целесообразности, а также социальная поддержка государства. Например, факультет международных отношений целесообразно отнести в группу наивысшей стоимости. Факультеты прикладной математики, физики тоже требуют затрат на оборудование, что превышает оплату. Кстати, студенты факультета прикладной математики и информатики БГУ (одного из лучших в мире) уже в период учебы зарабатывают по тысяче долларов в месяц. Это себя нужно не уважать, чтобы не найти 1.750 долларов на обучение».

Трудно не согласиться: нужно действительно себя не уважать, чтобы так и не попробовать получить высшее образование. Но надо не только научиться себя уважать, но и заставить государство уважать своих граждан.

ПРАВИЛА ПРИЕМА В УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ОБУЧЕНИЕ ОДОБРИЛА НИЖНЯЯ ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА

О том, что именно одобрили депутаты, перед входом в Овальный зал объяснил журналистам министр образования Александр РАДЬКОВ: «Мы очень хотим, чтобы правила приема в вузы были устойчивыми. Да, есть еще шероховатости, но возможные изменения принципиально не улучшат правила, существующие на данный момент. А абитуриенты и учителя должны знать, по каким правилам работать... Указом Президента определен порядок и условия снижения платы за обучение. Стоимость обучения снижается за отличную учебу, успехи в научных исследованиях, в общественной деятельности».

СКАЗАНО:

– Кстати, существует такое толкование, что должны обязательно присутствовать все три направления. Это не совсем так. Бывает, что студент отлично учится, занимается общественной работой, но у него в данный момент нет заметных успехов в научной деятельности. Мы все-таки хотим, чтобы студент принимал активное участие именно в общественной деятельности. Ведь специалист в разных отраслях нашей жизни – в экономике, на производстве, в научных учреждениях – должен не только знать свою профессию, но и уметь работать с людьми.

– Какая именно общественная деятельность приоритетна?
– Нет приоритетов, важно, насколько человек результативен в этой деятельности. Это может быть работа как активиста БРСМ, как активиста профсоюзной организации, как организатора каких-то туристских маршрутов, как спортивного организатора. Активиста студенческой жизни в общежитии, члена студсовета. Тут нельзя сказать, что если ты профсоюзный лидер – то тебе раньше скидка, а спортивный – позже. Нет. Тут должно зависеть от результатов. Вся общественная работа хороша!

Оставить комментарий