БЕЗ ПРАВА НАЛЕВО

Телевидение является самым грубым нарушителем авторских прав
Инициатива «Белорусского авторского общества» взять под контроль распространение в интернете музыкальных произведений белорусских авторов пока не получила практического воплощения, но уже вызвала некоторые споры в обществе. Любые негативные высказывания на сей счет, впрочем, не заставят БЕЛАТ отказаться от своих намерений. Как заметил руководитель БЕЛАТа Николай ЧИСТЫЙ, это не их личная выдумка для сбора дополнительных средств, «а элементарное следование закону».

– Когда лицо помещает произведение в интернете – это воспроизведение. Когда не только размещает, но и предлагает произведение другим пользователям – это распространение. По закону, право на воспроизведение и распространение принадлежит автору. Существуют и международные документы на сей счет. В договоре ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) 1996 года специально оговариваются условия распространения произведений в интернете. В нашем случае речь идет исключительно о контроле за использованием фонограмм белорусских авторов. Давать разрешение или запрещать пользователям размещать на сайтах произведения иностранных авторов мы не имеем права в связи с отсутствием таких полномочий. Дело в том, что у нас нет двусторонних соглашений с членами CISAC (Международная конфедерация обществ авторов и композиторов) относительно контроля произведений в интернете.

Нет пока у БЕЛАТ и достаточных ресурсов, чтобы в короткий срок наладить систему отслеживания произведений в Сети и привести новый механизм в действие. Зато есть опыт в привлечении к ответственности нарушителя авторских прав в интернете. Несколько лет назад с помощью правоохранительных органов был выявлен любитель белорусской музыки, незаконно размещавший на сайте произведения Лученка, «Песняров» и др. Суд не учел его музыкальные патриотические взгляды и наказал.

У новой инициативы БЕЛАТа, пожалуй, найдутся свои почитатели среди пользователей музыкальных произведений. В частности, сайты с выложенными на них музыкальными произведениями отвели удар от таксистов. БЕЛАТ, плотно взявшись за кафе, бары, ночные клубы, вынашивала планы заставить и водителей такси выплачивать авторское вознаграждение. Но, как сказал Николай Чистый, «пока трудно говорить о том, когда мы дойдем до таксистов. Тем более так сложилось, что данный вид пользователей уплачивает вознаграждение не во всех странах. Такая система довольно хорошо работает в Финляндии. Верховный суд этой страны принял решение установить для каждого таксиста ежемесячную ставку авторского вознаграждения – около 30 евро. В стране примерно 50 тысяч таксистов. Даже без долгих подсчетов можно понять, что в итоге получается неплохая сумма для авторов. Система работает еще и потому, что к исполнению закона в Финляндии относятся более дисциплинированно, нежели у нас».

КОМУ НУЖНЫ 92 РУБЛЯ?

– Сможет ли БЕЛАТ добиться полного исчезновения контрафактной продукции в Беларуси, или это утопия?
– По статистике объем контрафакта не опускается ниже 30-35% даже в развитых странах. У нас же он и сейчас гораздо больше.

– Кому «спасибо»?
– Мы во многом зависим от России, откуда поступает основной объем контрафакта. Насколько эффективно будут действовать там, настолько хорошо все будет у нас. Начиная с 2008 года, меры соблюдения авторских прав в России будут заметно ужесточены благодаря дополнениям в законодательную базу (Российская Госдума утвердила в первом чтении заключительную часть Гражданского кодекса, где регулируются все гражданско-правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности. Если документ будет принят, то нанесет ощутимый удар по «пиратам». Депутаты и в Уголовный кодекс внесли поправки, согласно которым нарушители авторских прав могут быть лишены свободы на срок до 6 лет – прим. авт).

– Сколько денег мы платим российским авторам?
– Мы – потребители российской продукции, поэтому соседи получают от нас больше денег, чем мы от них в соотношении примерно 1 к 5. На основании договора между нашим и российским авторским обществом отчисления производятся два раза в год. Деньги на другие авторские общества перечисляются раз в год.

– Кто, кроме России, срывает большой куш?
– Украинцы, поляки, литовцы, латыши. Есть деньги для испанских, американских авторов. Но наши суммы авторских отчислений многие зарубежные страны не интересуют.

– Уж не по политическим ли мотивам?
– У нас действуют очень низкие ставки, и, соответственно, итоговые суммы авторских вознаграждений получаются мизерными. К примеру, радио перечисляет нам 1% от своего дохода за все использованные композиции. Полученная сумма разбрасывается на все песни и делится между всеми авторами и композиторами. И на выходе получаются копеечки. Например, 92 рубля. А как послать эти 92 рубля? Мы попытались повысить для радио ставку на полпроцента, но сразу же встретили жесткое сопротивление. Нам стали кричать о своей бедности. Так что оставили все как есть. В других странах с этим проблем поменьше. В Литве действуют высокие ставки и ничего. И ежегодный сбор литовского авторского общества в 10 раз больше, чем у нас.

ОСОБЕННЫЕ

– Телевидение тоже считает себя бедным?
– Наше телевидение является самым грубым нарушителем авторских прав. Нигде в мире меньше 1% от дохода авторское вознаграждение не выплачивается. Но у нас телевидение особенное. В прошлом году Первый национальный выплачивал 0,3% от своего дохода. Тем не менее, это была сумма, которая устраивала нас на первоначальном этапе. Затем вмешалось казначейство, и в этом году выплаты прекратились. Другие каналы тоже ничего не выплачивают, ссылаясь на выполнение в стране каких-то исключительных функций.

– Вы решили белорусские телеканалы вообще больше не трогать?
– Сейчас вносится изменение в постановление Совмина, устанавливающее для телевидения минимальные ставки авторских отчислений. Возможно, принятие этого постановления разрешит все споры. Не исключено, что нам придется обращаться в суд и через него требовать уплаты авторского вознаграждения. В России все иначе. Даже государственные телеканалы выплачивает большие суммы авторского вознаграждения. Так, российскому авторскому обществу ежегодно от ВГТРК поступает более 7 млн долларов.

– По какому принципу БЕЛАТ контролирует соблюдение авторских прав барами, кафе, ресторанами, ночными клубами?
– Для них также установлены ставки. К примеру, если вход в ресторан или ночной клуб платный, то заведение отчисляет нам авторское вознаграждение в размере 5% от суммы проданных билетов. Если вход бесплатный, размер авторского вознаграждения устанавливается в зависимости от площади помещения, на котором звучат музыкальные композиции. Оговаривается и частота использования произведений. Обычно заведения отчисляют деньги ежемесячно или поквартально. За правильностью всех подсчетов следит специальный бухгалтер.

– И охотно ли бары, кафе выполняют требования законодательства?
- Кто же захочет сегодня охотно платить за что-то деньги? Если кто-то отказывается от уплаты, мы обращаемся с исковым заявлением в суд. Заведение может потерять больше, чем если бы просто заключило с нами соглашение на отчисление авторского вознаграждения.

Авторские вознаграждения «Белорусскому авторскому обществу» отчисляют: 447 кафе (115 – в Минске), 199 баров (45 – в Минске), 222 ресторана (59 – в Минске). Договоры с БЕЛАТ заключили: 1.790 авторов, 367 композиторов, 207 поэтов, 103 режиссера.
Из телевизионных каналов самые добросовестные (выплачивают авторское вознаграждение) – «Космос ТВ» и «Первый музыкальный». К примеру, «Космос ТВ» ежемесячно выплачивает БЕЛАТ 5% от своего дохода.
Обычно автор и композитор произведения получают по 10 базовых величин компенсации. Привлечь к ответственности за нарушение авторских прав могут даже за незаконно используемый рингтон. Правообладатель вправе требовать от нарушителя авторских прав компенсацию в размере до 50 тыс. базовых величин.

На пиратских дисках в подавляющих случаях нет надписи о том, где они изготовлены. Их можно отличить от оригинальных и по отсутствию красочных буклетов: в лучшем случае вы обнаружите только нечетко отпечатанные вкладыши. На нелегальность пластинки указывает также отсутствие телефонов музыкальной компании, выпускающей компакт-диск и таким образом рекламирующей себя. Картинка на самой пластинке еще может быть повторена пиратами во всем многоцветии, но раскошеливаться на дорогую полиграфию многостраничных буклетов им не по карману.
Последнее, можно сказать повальное, увлечение музыкальных компаний – новый тип упаковки под названием диджипак (digipac). Она изготавливается из тонкого картона, на котором и печатается вся информация. Пираты пока такую упаковку не копируют. Обратите внимание на упаковку диджипаков – их обтягивают полиэтиленом, а не целлофаном.

Еще одна характеристика – маркировка самого диска. Все заводы имеют свою маркировку и свои правила и особенности расположения информации. Начиная с середины прошлого года, все легальные изготовители CD проставляют на дисках собственный код, который можно обнаружить ближе к отверстию диска. По идее учредителя кодирования, Международной Ассоциации производителей фонограмм (IFPI), эта мера позволит контролировать пиратство и легко отличать нелегальные релизы.

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Василий

Да согласен, но что ты сделаешь с телевидением ты же его не закроешь!