СМЕШНО, КАК В ЖИЗНИ

Со второго октября в кинотеатре «Центральный» неприметно стартовал фильм Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». В прошлом году мне посчастливилось не только увидеть в МХТ одноименный спектакль, по которому, собственно, и снята лента, но и познакомиться с Кириллом Серебренниковым лично. И вот до нас дошла пьеса братьев Пресняковых в жанре «важнейшего из искусств».

Личности, не отягощенные чувством юмора, сводят сие произведение к нецензурному монологу милиционера и невероятному цинизму в изображении российской действительности. История же, которую сочинили братья Пресняковы, очень мощная, многоплановая, объемная. И, прежде всего, это новая история о новом герое. (Фильм, кстати, продюсировала кинокомпания «Новые люди», которая этой лентой открыла цикл под названием «Герой нашего времени».)

Итак, сюжет. Людмила, героиня Анны Михалковой, – помощница капитана милиции (Виталия Хаева) – участвует в следственном эксперименте. Она снимает на камеру допросы на месте преступления, а стажер Валя (Юрий Чурсин) изображает жертву, то убитую в туалете, то утопленную, то застреленную. Неудивительно, что от такого разнообразия жизни у стажера стали сдавать нервишки... Он вообразил себя представителем «потерянного поколения» и олицетворился с Гамлетом. Жизненные обстоятельства Вали этому немало способствуют. Налицо присутствие призрака отца-моряка, подружка с замашками Офелии, мать и ее новый мужчина дядя Петя. Датская монаршая семейка на российский лад. И вот тут-то начинается самое интересное.

Смех приходит с первых кадров. И смешно делается именно от безысходности и жути. Она не подлежит сомнению – это жизнь. Все персонажи – симпатичные люди, прямо как мы с вами. У каждого своя правда. Только все мы эту правду изображаем. Семью, работу, воспитание, любовь и ненависть.

Есть у Нины Садур такая пьеса. Встречает Лидия Петровна на картофельном поле Бабу. И становится все вокруг «как настоящее» – муж, детишки, сослуживцы. Но на самом-то деле – ничего этого нет. Никого нет. Все лишь изображают свое присутствие. Заканчивается грустно – «ненастоящие» спроваживают героиню в психиатрическую больницу.

Изображающий жертву на работе Валя действует совсем не по-шекспировски. Скормив родственникам суши из ядовитой рыбы фугу, герой выходит за пределы очерченного белым контура на полу и сам становится обвиняемым.

Что делать здесь, как не смеяться? Это еще от Чехова с его комедиями. От нежизнеспособности социума у нас есть лишь одно средство – чувство юмора.

По признанию самого Кирилла Серебренникова, кино и театр – две абсолютно различные территории. Братья Пресняковы написали новый сценарий, где добавили персонажей и сцены и поменяли практически все. Остались название и монолог капитана милиции, которого как в театре, так и в кино играет Виталий Хаев. «Мне было необходимо найти водораздел между кино и театром», – говорит Серебренников. И этот водораздел режиссер отыскал.

Что касается матерного монолога капитана милиции – в нем нет никакого родства с нео-культовыми «Трусами» Павла Пряжко. В спектакле «Изображая жертву» именно в этом месте происходит искреннее единение публики и сцены. Театр, наконец, оказывается соразмерным человеческому опыту, потому что пытается задать себе те же проклятые вопросы, которые занимают его зрителей. И зрители разражаются овацией. По крайней мере, московские.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz