ДАВАЙТЕ БЕЛОРУССКОЕ

В Вильнюсе при поддержке польско-литовской Палаты прошла международная конференция с участием представителей бизнеса, предприятий, посольств, министерств торговли Литвы, Латвии, Эстонии, Польши и Беларуси.

Интересы нашей страны в Литве представляла председатель Совета по малому бизнесу и торговле при «Белорусском совете предпринимателей», член межведомственной комиссии по развитию предпринимательства при вице-премьере Андрее Кобякове Екатерина ЧИЖИК, которая согласилась специально для «ЭН» рассказать об имидже белорусских товаров на территории наших соседей и стремлении последних увеличить показатели белорусского экспорта.

– Я до сих пор не понимаю, почему мы так слабо контактируем с нашими соседями? Как нам основательно пробиться на их рынок? Конечно, импорт товаров легкой промышленности у нас не приветствуется. На всех заседаниях чиновники говорят: «Экспортируйте белорусские товары». В принципе, я и поехала в Литву, чтобы прозондировать почву относительно возможностей экспорта-импорта, а заодно и прорекламировать наши товары, то есть заинтересовать потенциальных покупателей. Каково же было мое удивление, что и без рекламы многие были заинтересованы в нашей продукции. Едва узнали о присутствии на конференции представителя Беларуси, тут же засыпали меня всевозможными предложениями. Конечно, часть касалась возможности торговать своей продукцией у нас. К примеру, поляки оговаривали именно этот вопрос. Подходил ко мне и крупный вильнюсский производитель фирменной одежды (на предприятии работает 12 модельеров) с просьбой помочь открыть в Минске фирменный магазин…

– А на чем прибалты намерены продемонстрировать нам, что значит следовать принципу «купляйце беларускае»?
– Литовские предприниматели изъявили желание продавать у себя белорусские игрушки, трикотаж. Большой интерес вызывает белорусская обувь. Представитель бизнеса Литвы, владелец сети магазинов, заявил об интересе к нашим стройматериалам. По словам бизнесменов, их интерес к белорусской продукции неслучаен. Они много знают о белорусских товарах, считая их вполне качественными и приемлемыми по цене. К примеру, очень хвалили минский и пинский трикотаж, выразили заинтересованность в покупке брестских чулочных изделий. Говорили, что у них есть и свои носки с нейлоном, лайкрой, но «мы хотим ваши – хлопчатобумажные». Причем поступали конкретные предложения: «мы вам вот это, а вы нам – брестские носки».

КАПРИЗНЫЙ ЕВРОСОЮЗ

– На следующий день состоялось заседание круглого стола с участием представителей Польши и стран Балтии. От Беларуси присутствовала я одна. Либо организаторы что-то недоработали, либо у наших чиновников еще не выработался интерес к странам Евросоюза. Кстати, в этот момент проходила международная выставка, где представителей Беларуси тоже было негусто. Свою продукцию демонстрировали «Світанак» и «Брестская лента». На заседании обсуждался в том числе и «белорусский вопрос». Представители Литвы попросили меня озвучить проблемы, мешающие Беларуси вести выгодные экономические отношения со странами Евросоюза. Я рассказала о двух из них. При въезде в Литву мне пришлось столкнуться с проблемой оформления визы. В течение трех дней получить визу невозможно. Приходится подключать какие-то связи либо искать фирму и переплачивать за срочность. Но дело не в деньгах, а во времени. При необходимости срочно попасть в Турцию я покупаю «марку» (некий аналог визы, который приобретается перед прохождением паспортного контроля и позволяет находиться в Турции как минимум месяц), и вся проблема моментально решается. Почему похожий механизм не может работать в Литве? Сами литовцы согласились, что давно пришло время пересмотреть вопрос о пересечении границ. Представитель польского посольства заявил: «Я не думаю, что мы можем быстро решить эту проблему в Брюсселе, откуда нам диктуются условия. Но мы, конечно, будем поднимать вопрос об упрощении процедуры пересечения литовской границы для граждан Беларуси». Второй проблемой, препятствующей налаживанию более эффективных торгово-экономических отношений между Беларусью и Прибалтийскими странами, я назвала некоторую предвзятость со стороны Литвы по отношению к качеству белорусских товаров. Например, якобы не соответствуют требуемым стандартам качества наши игрушки. Я не согласна с этим. К белорусским производителям предъявляются высокие требования. Может быть, хромает дизайн, упаковка, но не качество товара. Я участвовала в выставках в Москве, и москвичи говорили о высоком качестве белорусской продукции.

– Сами прибалты не говорили не о каких-то препятствиях, мешающих продвижению наших товаров на их рынок?
– Представитель торговой палаты Литвы сказала, что «мы покупаем польский цемент, но очень бы хотели покупать белорусский». Им это выгодно делать по многим причинам. Во-первых, низкая цена, во-вторых, ехать за ним в Беларусь получается ближе, чем в Польшу. Но: цемент должен быть расфасованным и ввозиться не в вагонах. Неужели нам это сложно сделать? Думаю, что нет.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕСА В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ

Маркировка обуви

– У нас на защите прав потребителя стоит закон. Но вдруг включаются рычаги воздействия на предпринимателя, занимающегося импортом обуви. Как только встает вопрос о реализации белорусской продукции, предпринимателя-импортера начинают ограничивать и ставить в жесткие условия. Но ведь это влечет за собой ущемление прав потребителя. И если он не найдет в Беларуси товар, соответствующий своим запросам, что он сделает? Поедет, например, в Москву и оставит свои деньги там. Чтобы не возвращаться только с одними сапогами, он прикупит дубленку, кофточку, еще что-то. Почему-то принято забывать, что настоящее качество формируется только в результате здоровой конкуренции. Мы тоже за экспорт белорусских товаров, но это не повод максимально ограничивать импорт.

– Несмотря на все аргументы против, маркировки обуви предпринимателям не избежать…
– Она не такая дорогая. Но условия, в которых придется работать, усложнят работу предпринимателей. У нас нет крупных импортеров обуви, и это нормально. Есть мелкие оптовики. Каждый из них обязан иметь не более 3 наемных лиц. По закону, импортер обуви будет обязан маркировать свой товар и подавать отчет по расходу марки. Мы согласны. Но придется составлять еще один отчет каждый месяц по учету движения товаров в течение 30 дней и их реализации. Это бухгалтерия. Как с тремя наемными рабочими вести бухгалтерию? Это тяжело. А неправильные отчеты повлекут за собой штрафы и наказания вплоть до лишения лицензии. Председатель БСП Александр Потупа подготовил записку на имя вице-премьера Кобякова, где описаны некоторые предложения, например, маркировать обувь на территории Беларуси, если она ввозится из Российской Федерации. Ведь предприниматели покупают обувь на рынках, а маркировать каждую партию практически невозможно.

– В каких условиях придется работать импортерам обуви, например, из Италии, Франции, Турции?
– Они должны затомаживать марку и вывозить в режиме экспорта. Это тоже непростой механизм. Импортеру разрешается передать полномочия по маркировке обуви тому, кто будет отправлять товар из-за границы. А если предприниматель заказывает товар по телефону? Согласитесь, постоянно ездить за границу очень накладно. Позвонил он в Италию с просьбой срочно отправить в Беларусь 100 или 200 пар обуви. На кого ляжет ответственность, если отправитель не промаркировал обувь? Предприниматель вроде бы не виноват. Он ждет товар в Беларуси. Поставщик не наклеил марку, потому что не такой обязательный. Приходит обувь непромаркированная. Что делать? конфисковать? Это неправильно. В записке на имя Кобякова есть предложение разрешить предпринимателю-импортеру в момент растаможки маркировать обувь на складах таможенного пункта. То есть видно, что существуют нюансы, о которых нельзя забывать и которые нужно дорабатывать.

Реализация спиртосодержащей продукции

– Мы за то, чтобы ввозилась качественная парфюмерная продукция, а не контрафакт. Насколько я осведомлена, уже есть проект Указа о реализации спиртосодержащей продукции на территории Республики Беларусь, но его никто не видел. А ведь предпринимателей надо готовить к изменению правил игры, чтобы потом для них не было неожиданностей. В связи с этим хотелось бы просить наше правительство подключить бизнес-сообщество к обсуждению данного законопроекта.

Фиксированная ставка ввозного НДС

– Заканчивается год, а с ним и действие Указа № 285, предусматривающего уплату НДС по фиксированной ставке при ввозе товаров из России в случае отсутствия документов на ввозимые товары. Будем поднимать вопрос о продлении действий Указа.

– Представители Минторга часто говорят о необходимости наращивания экспорта продукции легкой промышленности. При этом предприятия легпрома мало делают для того, чтобы протолкнуть свою продукцию. Создайте для предпринимателей привлекательные условия, подготовьте соответствующую программу. Многие предприниматели хотят вывозить свои товары в Литву, Польшу. Это мобильная категория. Она как только почувствует, что на белорусских товарах можно хорошо заработать, сразу начнет действовать.

Оставить комментарий