ВСТАЛИ НА ПОЛПУТИ

Как изъять знаем, как продать – еще нет
Официальная статистика кого-то повергнет в ужас, кого-то обнадежит, кого-то просто заинтересует. «По состоянию на 10 июля этого года по республике был выявлен 20.471 пустующий участок, из этого количества 3.779 перераспределены. Под пустующими следует понимать участки, пользователи которых не приступили к их занятию в течение установленного срока. Было выявлено и 9.255 неиспользуемых участков, 1.361 из которых перераспределен».

«Неиспользуемым участок считается, если пользователь приступил к его занятию, но в дальнейшем не использует по целевому назначению». Такие цифры привела главный специалист отдела государственного контроля за использованием и охраной земель и геодезического надзора Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Марина АСТАПЕНКО. Перераспределенные участки были предоставлены гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, или возвращены прежним землепользователям.

Наверняка это один из факторов, повлиявших на повышение активности на белорусском рынке недвижимости. Самое главное, что это еще только начало. После 1 января 2007 года продать пустующий участок не удастся. Такое требование содержится в Указе Президента Республики Беларусь от 28.01.2006 г. № 58 «О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков», вступившем в силу с 1 мая текущего года. Затем те, у кого к этому времени участок будет по-прежнему пустовать, получат от соответствующих госорганов предписание освоить-таки землю в течение 6 месяцев (для юрлиц) или года (для физлиц). Ну а после, в случае неисполнения предписания, – изъятие в судебном порядке.

ПОЧЕМУ НЕ ПРОВОДЯТСЯ АУКЦИОНЫ?

Вот такой вот категоричный и непреклонный этот 58-й Указ. Правда, как уже сейчас видно, тоже несовершенный. О том, каких доработок требует этот документ для своей успешной реализации, мы поговорили с начальником отдела землеустройства и инвентаризации недвижимого имущества Государственного комитета по имуществу Евгением КАПЧАНОМ.

– К сожалению, в вопросе реализации Указа № 58 в этой части есть несколько проблемных моментов.
Установлено, что организационные обязанности по формированию земельных участков для проведения аукционов на право заключения договоров аренды участков возложены на местные исполнительные комитеты. Несмотря на это, формирование земельных участков для проведения таких аукционов не производится. Почему? Одной из причин бездействия местных исполкомов является, по их мнению, отсутствие средств, предусмотренных в местных бюджетах на оформление материалов изъятия земельных участков. Может, в этом и есть доля истины. Но инвесторы уже сейчас ждут аукционы. Поэтому в данном вопросе местные исполкомы должны проявить «старание» и подготовить для аукционов участки по крайней мере в Минске и областных центрах.

Ведь известно, что аукционы коснутся прежде всего земельных участков, расположенных в столице, областных центрах и их пригородных зонах. И с границами пригородных зон есть проблема. Они, как известно, устанавливаются проектами, которые разрабатываются одновременно с генпланами городов. Но, когда разрабатывались генпланы городов, проектные организации не получали задания разработать и проекты границ пригородных зон.

– Это касается даже города Минска?
– Утверждая очередной генплан столицы, Президент поручил в 2006-2007 гг. разработать документы и в отношении пригородной зоны. Но ведь аукцион нужно проводить уже сейчас.

Наш Комитет полагал бы необходимым, чтобы облисполкомы приняли решение об установлении пригородных зон этих городов, включив в них (до разработки градостроительной документации) территории прилегающих районов или сельсоветов. На сегодняшний день такое решение принято Гродненским облисполкомом.

– Куда пойдут вырученные от аукциона средства?
– В республиканский и местные бюджеты. Потом они могут стать финансовой базой для организации последующих аукционов. Но для первых торгов нужны инвестиции.

– Когда в лучшем случае начнут проводить аукционы?
– Это вопрос не к нашему комитету, а к местной власти. Если спросить у председателя исполкома, например, Минского района, когда возможен аукцион, я даже не предполагаю, что он ответит. Возможно, он еще об этом и не думал. А нужно организовать комиссии, подготовить массу документов. При этом власти пока не афишируют саму идею проведения аукционов.
В заключение хочу подчеркнуть: Указ № 58 направлен против тех, кто сегодня имеет в пользовании или владении несколько участков и ничего на них не делает. Не хочет или не может.

КСТАТИ:

Нам также стало известно, что теперь земельные участки нуждающимся будут предоставляться только в том случае, если заявитель (будь то юридическое или физическое лицо) укажет источники финансирования строительства или освоения земель.

Увеличено число банков, которые могут принимать земельные участки в качестве обеспечения выдаваемого кредита. Соответствующий указ № 568 «О внесении изменений и дополнений в указ президента Республики Беларусь от 7 декабря 1999 г. № 718» подписал 13 сентября Президент Беларуси Александр Лукашенко. До сих пор право принимать в залог земельные участки, находящиеся в собственности юридических и физических лиц, при выдаче кредитов этим лицам могли 6 системообразующих банков (АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», «Белпромстройбанк», «Белинвестбанк», «Белвнешэкономбанк» и ОАО «Приорбанк») и 2 банка с высокой долей государственной собственности в уставных фондах (ОАО «Паритетбанк» и ЗАО «Славнефтебанк»).

Теперь в этот перечень включены также белорусско-российское ОАО «Белгазпромбанк», иностранный банк «Москва-Минск», ЗАО «Межторгбанк», «Белросбанк», «Минский транзитный банк», «Трастбанк», ОАО «Технобанк» и «Белорусский народный банк».

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о