ЭЙФОРИЯ ДЛЯ ЗОЛОТОГО ЛЬВА

В субботу внеконкурсным фильмом Павла Лунгина «Остров» завершит свою работу 63-й Венецианский кинофестиваль. За оставшиеся три дня на заполоненном драгоценными львами и разношерстными синеманами острове Лидо может произойти все, что угодно.

Например, жюри, возглавляемое Катрин Денев, впадет в эйфорию от одноименной картины россиянина Ивана Вырыпаева и присудит ему «Золотого льва». А что? Такое в истории Венецианского фестиваля уже случалось.

Главная реликвия звездного отеля «Exelsior», на террасе которого еще при Муссолини проходили кинопоказы, – афиша первого Венецианского кинофестиваля, прошедшего в 1932 году. Советский Союз был в числе первопроходцев, отправивших свои картины в Италию. На первом фестивале были показаны советские фильмы «Земля» Александра Довженко и «Путевка в жизнь» Николая Экка. Первым лауреатом Венецианского международного кинофестиваля стала именно «Путевка».

С тех пор российское кино с переменным успехом демонстрировалось в Венеции. А после триумфальной победы «Возвращения» Андрея Звягинцева в 2003 году российские фильмы стали желанными гостями фестиваля – там побывали обе ленты Алексея Германа-младшего («Последний поезд» и «Гарпастум»), «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной, а в прошлом году русский триумф был отмечен главным призом в программе «Горизонты» – за игровой дебют Алексея Федорченко «Первые на Луне». В нынешнем кинофоруме в «Горизонты» вошел смешной и статичный фильм о беспросветной и абсурдной провинциальной жизни в России «Свободное плавание» Бориса Хлебникова.

Но вернемся к началу. Открывавший 63-й фестиваль фильм Брайана Де Пальмы «Черная орхидея» получил смешанные рецензии и не вызвал большого оживления у критиков. История в стиле film noir – «черный фильм». Девочка из Массачусетса мечтала стать кинозвездой и в девятнадцать лет отправилась завоевывать Калифорнию. Прошла множество кинопроб, подрабатывала в ночных клубах и лесбийских порнофильмах. Так как была она жгучей брюнеткой в черном и с неизменным цветком в волосах, ее прозвали Черной Орхидеей. 9 января 1947 года она встретила какого-то джентльмена, и больше ее живой не видели. Зверское убийство потрясло весь Лос-Анджелес, но так и не было раскрыто…

Зарезанную «Орхидею» уже на другой день сменил убитый в 50-х голливудский актер Джордж Ривз, известный как Супермен из популярного в те годы телесериала. Тайна этой смерти тоже не была раскрыта, и теперь на ней строит свой фильм «Голливудленд» Аллен Култер. Присутствуют на фестивальных экранах и другие жизненные истории, начиная с «Башен-близнецов» Оливера Стоуна и заканчивая «Королевой» Стивена Фрирза – о событиях при королевском дворе Британии после гибели принцессы Дианы. Последнюю картину кинокритики считают фаворитом. За ней следуют фильм Альфонсо Куарона «Дети человеческие» и картина 84-летнего классика французского кино Алена Рене «Частные страхи в публичных местах».

Но мы-то с вами помним, как в прошлом году критики хором превозносили картину Джорджа Клуни «Доброй ночи. И удачи», а главный приз дали ковбоям-гомосексуалистам, проживающим на «Горбатой горе», созданной воображением Анни Проулкс и Энга Ли.

Это я вновь обращаю ваше внимание к Ивану Вырыпаеву и его «Эйфории». Судя по публикациям в зарубежной прессе, за Вырыпаева болеет сам художественный директор Мостры (Мостра – собственное имя фестиваля – авт.) Марко Мюллер. «Я не могу сейчас ничего сказать, нельзя влиять на жюри, – заявил он в одном из интервью. – Но я и не могу молчать. Я вот так держу пальцы за Ваню и его «Эйфорию». Я так хочу, чтобы русские увезли льва в этом году!».

«Это просто 74 минуты эйфории, красочного изображения, придуманного не случайно, а специально, это все работает на сюжет. В двух словах можно сказать так: есть достаточно жесткая история двух героев, примитивных людей, на которых вдруг опустилось совершенно не объяснимое для их уровня сознания ощущение. Они его не могут объяснить, и они не знают, что с ним делать. И оно их раздавливает», – так пересказывает свое кино сам Иван Вырыпаев.
Кстати, главную роль в картине сыграла его супруга – актриса «Мастерской Петра Фоменко» Полина Агуреева.

Это ее второй фильм. Дебют состоялся три года назад в картине Сергея Урсуляка «Долгое прощание» – и сразу же произвел небольшой фурор, принеся актрисе две награды – на фестивале «Кинотавр» и «Золотого овна» от гильдии киноведов и кинокритиков. Поговаривают, что ее появление в «Эйфории» заслуженно, и вовсе не объясняется таким пошлым понятием, как «семейственность».

Говоря о российских фильмах, нельзя не упомянуть о ретроспективном показе в рамках фестиваля 18 советских музыкальных картин, от «Веселых ребят» Григория Александрова до «Романса о влюбленных» Андрея Кончаловского. Объединено это действо было интригующим названием «Тайная история российского кино». И по популярности неожиданно составило достойную конкуренцию многим современным лентам. Иностранные зрители выходили из залов со слезами на глазах. А на «Цирк» и «Карнавальную ночь» выстраивались неимоверные очереди.

Итак, в субботу пройдет почетно завершающий 63-й Венецианский кинофестиваль «Остров» Павла Лунгина, уже получивший у себя на родине и весьма неоднозначную прессу, и главный приз зрительских симпатий фестиваля российского кино «Московская премьера». И мы узнаем главное.

А стильные афиши картины «Остров» – игрушечная церковь на фоне безбрежных северных просторов, которые сейчас висят по всему острову Лидо, через месяц с небольшим, быть может, появятся и в нашем городе. По крайней мере, дирекция ММКФ «Лiстапад» обещает зрителям этот и множество других «свеженьких» и «не последних» фильмов.

Оставить комментарий