ВОПРОС — ОТВЕТ

Корреспонденты газеты «Экспресс НОВОСТИ» отвечают на все интересующие наших читателей вопросы

ЗА ЧТО ПЛАЧУ ДЕНЬГИ?

В жировках на оплату квартиры всегда стоит графа «техническое обслуживание». А что она включает?

Е.Г., г. Малорита.
Эта графа в счетах-извещениях предполагает оплату по 7 основным группам услуг:
– профилактический осмотр и техническое обслуживание теплофикационных и электрических сетей и устройств, находящихся в местах общего пользования;
– профилактический осмотр систем центрального отопления, водопровода и канализации, находящихся в квартире собственника;
– освещение лестничных клеток;
– благоустройство и уборку дворовой территории;
– очистку дымоходов, мусоропроводов, дератизацию и дезинфекцию;
– обслуживание и ремонт инженерного оборудования аварийно-диспетчерскими службами;
– выдачу справок владельцу квартиры о жительстве, занимаемой жилплощади, прописке и выписке (в установленном порядке).

САНТЕХНИКУ НАДО ПЛАТИТЬ

За что надо платить, когда вызываешь сантехника? По их словам, почти за все. Не поборы ли это?

Р.Эйсман, Могилевская область.
Сейчас в системе ЖКХ за этим смотрят строго. Не давайте повода – никто не будет брать лишнего. Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РБ, который вступил в силу 1 июля 1999 года, все работы внутри квартиры по замене и ремонту сантехнического и иного оборудования, приборов учета электрической энергии, воды и газа, газовых и электрических плит, ремонту электропроводки осуществляются за счет нанимателей, то есть жильцов. Вы должны также знать, что цены на эти бытовые услуги устанавливаются по утвержденному прейскуранту Б66-03 «На ремонтно-строительные работы по заказам населения» с учетом повышающих коэффициентов, доводимых до жилищно-эксплуатационных служб республиканским Минжилкомхозом каждый месяц.

ОТВЕТ НА ЖАЛОБУ ОБЯЗАТЕЛЕН

Отправила жалобу в райисполком. Прошло почти полтора месяца – ответа нет. В какие сроки чиновники должны на нее реагировать?

Д.Ж., Брестская область.
Закон «Об обращениях граждан» применим к организациям всех форм собственности, в том числе и коммерческим. Это значит, что все должностные лица обязаны подчиняться требованиям этого важного документа. Правда, он дает право не рассматривать поступившие жалобы в двух случаях. Во-первых, если это анонимка. Во-вторых, если она направлена не по адресу, и ее решение не входит в компетенцию данной организации. И в таком случае это обращение в пятидневный срок передается, как говорится, по назначению с уведомлением об этом заявителя.

Во всех остальных случаях чиновники должны не только отреагировать, но и всесторонне и полно рассмотреть вашу жалобу, принять соответствующие меры по ее объективному разрешению и уведомить вас о результатах проведенной работы. Ответ должен быть обоснованным. Сроки исполнения – не позднее 15 дней по общему правилу, бывает месяц. При проведении различной дополнительной работы с разрешения руководителя эти сроки продлеваются не более чем на два месяца, но с обязательным сообщением заявителю об этом.

ПРЕДУСМОТРЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Какую ответственность несут руководители организаций за несвоевременный ответ на заявление-жалобу?

Г.Рубинов, Гомельская область.
Она предусмотрена ст. 13 Закона РБ «Об обращениях граждан». И устанавливает, что любое должностное лицо организации, давшее неправомерный отказ в рассмотрении обращения, нарушении без уважительных причин сроков его рассмотрения, незаконном принятии решений, разглашении при этом сведений, ущемляющие права и законные интересы граждан, в их преследовании или членов их семей за подачу в установленном порядке обращения, несут ответственность в соответствии с нашим законодательством. Установлена она в Кодексе об административных правонарушениях.

ГАРАНТИЙНЫЕ СРОКИ РЕМОНТА ОБУВИ

Отнес мужские ботинки в мастерскую, чтобы заменили застежку. Работу сделали, но гарантийный талон не дали. Разве не обязаны?

Л.Обухов, г. Логойск.
Еще как обязаны. Особенно после вступления в силу 5 марта 2005 года новых Правил бытового обслуживания потребителей. Для всей обуви на замену застежки типа «молния» дается гарантийный срок 20 дней, постановку подносок, замену подошвы из кожи уже 25 дней, как и на другие виды. Среди крупного ремонта 30 гарантийных дней предоставляются на замену деталей верха и низа. Новые набойки «гарантируются» только на 7 дней.

НАДО ЗНАТЬ, ИДЯ В МАСТЕРСКУЮ…

Что необходимо знать потребителю при обращении в ремонтную мастерскую?

С.Пулов, г.Гродно.
Многое. Главное, что потребитель всегда прав. Не помешает знать и права потребителя. Во-первых. Если вы приносите свой материал, то должны получить скидку на ремонт в размере его стоимости, но предусмотренной оптовыми ценами. Во-вторых, по вашему желанию заказ может быть исполнен в 24 часа, но с дополнительной оплатой еще 20% к ценам прейскуранта. В-третьих, вам предлагают мелкий, средний и крупный ремонт, гарантийные сроки на которые в зависимости от сложности устанавливаются от 7 до 30 дней. Гарантийный срок исчисляется со дня выдачи заказа или начала сезона: для весенней обуви с 1 марта, летней – с 1 июня, осенней – с 1 сентября и зимней – с 15 ноября.

ПОКУПАЕМ КОТА В МЕШКЕ

Каких сейчас названий сливочного масла в магазинах только нет: сливочно-растительное и, наоборот, растительно-сливочное, кисло- и сладко-сливочное… Но я не уверена, что это натуральный продукт.

О.Жевнова, г.Витебск.
Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации официально дает такое определение: «Масло сливочное (коровье) – это пищевой продукт, изготовленный исключительно из молочных сливок, с характерным свойственным ему вкусом, запахом и содержанием молочного жира не менее 50%». Мы тоже так думаем, покупая его. И хотим убедиться, прочитав состав на упаковке. Часто бывает, что этого сделать нельзя, не развернув ее. А кто из продавцов даст это сделать? Значит, мы покупаем то, не зная что? Требуйте, чтобы продавец сама развернула упаковку. Это ваше право по закону РБ «О защите прав потребителей», ст. 5 и 6 «Информация о товарах и изготовителях.

БЕЗ КОРЗИНЫ НЕ ОБСЛУЖИВАЮТ

Почему, даже покупая мороженое, я обязан брать корзину, которых иногда не хватает в торговых точках?

Д.Юпитин, г.Минск.
Потому что существуют «Основные правила ведения розничной торговли», принятые постановлением Совета министров за № 384 от 07.04.2004 г. В них четко сказано, что при продаже товаров методом самообслуживания в продовольственных магазинах отбор покупателями продуктов производится только в корзины, тележки и другие подобные средства, предназначенные для транспортирования товаров покупателями в магазинах самообслуживания.

ИНФОРМАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ

Покупаю пищевые продукты в упаковке, но не всегда получается изучить их состав. Это спрятано где-то или написано таким мелким шрифтом, что без очков не прочтешь. Разве это правильно?

Т.Лоева, г.Орша.
Конечно, нет. По закону РБ «О защите прав потребителей» (ст. 5 и 6), требованию стандарта СТБ 1100-98 («Продукты пищевые. Общие требования к информации для потребителя») четко сказано, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах). Но она должна быть не только однозначно понимаема, но и полна и достоверна. И, конечно, хорошо читаема. Эти сведения должны располагаться под основным названием продукта. Там должны быть указаны состав, свойства, пищевая ценность, происхождение, способы приготовления и употребления и др. Эта информация прямо или косвенно указывает на качество и безопасность продукта для здоровья покупателя.

КУДА СДАТЬ СУМКУ?

Часто бывает, что в магазин со своими вещами не зайдешь, а за местом хранения вещей никто не следит. Как здесь быть?

И.Шепет, Могилевская область.
Конечно, если нет никого из персонала за стойкой, администрация ответственности за сохранность ваших вещей не несет. Вы имеете право пройти со своими вещами в торговую точку, если камера хранения без присмотра или ее вообще нет. Так же и с детскими колясками. Но о наличии у вас продуктов или товаров надо известить кассира или администратора.

На ваши вопросы отвечал Леонтий КУЧКО.

1
Оставить комментарий

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Анонимно

Существует ли гарантийный срок на оказание такой бытовой услуги, как ремонт одежды? И существует ли гарантийный срок на предлагаемую ателье фурнитуру и материалы? Если да, то какой? И где в законодательстве это зафиксировано?

Настя, Минск