НАЖМЕМ НА ГАЗ. СЖИЖЕННЫЙ

Семь лет назад поныне не найденные воры угнали мою машину. Не «Ягуар» и не шестисотый «Мерседес», а видавший виды «жигуленок». Однако вскоре жалеть о пропаже я перестал. Сэкономленные на бензине деньги не один раз окупили скромную стоимость моего авто. По нынешним временам за одну-единственную его заправку потребовалось бы выложить почти 30 долларов. Ведь сейчас литр бензина А-76 и дизельного топлива стоит 0,6, АИ-92 – 0,75, АИ-95 – 0,85 доллара. Причем в июле моторное топливо дорожало дважды.

Однако быть безлошадным мне надоело. Да и сыну хотелось бы показать Мирский замок и речку Крапивну, Крево и Новогрудок, Троки и Софийский собор в Полоцке. В общем, решил я вновь обзавестись колесами. А чтобы они вконец не разорили, крутясь по дорогам, ведущим к историческим местам, имею твердое намерение прибавить к цене покупки еще 350-400 «зеленых» и оснастить машину оборудованием для сжиженного газа. Потому как его литр стоит 730 рублей, что более чем вдвое дешевле литра самого ходового бензина АИ-92. Правда, расход газа примерно на пятую часть превышает расход бензина. Но все равно выгодно.

А ведь раньше объединение «Белоруснефть» просто сжигало попутный нефтяной газ, который вырывался из земных недр. Но с повышением цен на импортируемые из России энергоносители у нашей страны появился смысл более рачительно отнестись к использованию собственных кладовых энергии. Их в Беларуси немало. Под Речицей объединением создан газоперерабатывающий завод (БГПЗ), рассчитанный на ежегодную переработку 500 миллионов кубических метров попутного нефтяного газа. Но на отечественных буровых объем его добычи вдвое меньше. Поэтому перерабатывается и российское сырье. Совместно с Мозырским нефтеперерабатывающим заводом БГПЗ поставляет концерну «Белтопгаз» 185 тысяч тонн пропан-бутановой смеси в год. Он также ежемесячно отгружает на внутренний рынок 3 -3,5 тысячи тонн автомобильного топлива. Продукцией предприятия заинтересовалась Польша, Венгрия, Литва, Украина. Сжиженные газы туда поставляются по цене 400-460 долларов за тонну. Только за одни электронные торги в конце июня «Белоруснефть» реализовало такой продукции на сумму более 2,5 миллиона долларов.

Велик и энергетический потенциал биогаза. В сутки животноводческие предприятия Министерства сельского хозяйства и продовольствия производят 50 тысяч кубических метров биомассы. Ее энергетический потенциал – 4,5-5 миллионов киловатт-часов. По расчетам специалистов, в стране можно построить 290 биогазовых энергетических комплексов, которые способны выработать ежегодно около 800 миллионов киловатт-часов электроэнергии. Для этого необходимо инвестировать 241 миллион евро – то есть менее миллиона в каждый энергокомплекс. В условиях дорожающего импорта энергоресурсов затраты окупятся за 6-7 лет.

Еще выгоднее заняться созданием ветропарка. В Беларуси известно более 1.800 мест, пригодных для эксплуатации ветроэнергетических установок. Они способны ежегодно вырабатывать примерно 3,7 миллиарда киловатт-часов энергии. При этом инвестиции потребуются в сумме 157 миллионов евро, то есть меньшие, чем в биоэнергетику, но с более быстрым сроком окупаемости.

Чтобы уменьшить зависимость государства от импорта российских энергоресурсов и повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, необходимо уменьшить в ближайшее пятилетие энергоемкость валового внутреннего продукта на 26-30%. Доля местных видов топлива должна составить к 2012 году четверть в энергетическом балансе страны. Но энергопотенциал Беларуси куда мощнее намеченных параметров. В стране пришло время строить мини-ТЭЦ на местных видах топлива. Тогда не придется низко кланяться зарубежным газовым магнатам и тем, кто за ними стоит.

Оставить комментарий