РЕКОНСТРУКЦИЯ КАНАЛА ОГИНСКОГО ВИСИТ В ВОЗДУХЕ

Внимание к еще одному каналу – творению рук наших предков – небезосновательно. После того как вступил в строй Августовский канал, сама логика требует продолжения реконструкции водного пути из Балтийского моря в Черное. Из Немана в Балтику уже доплыть можно.

Из Немана в море Черное пока попасть нельзя из-за непроходимости водного пути из Щары в Ясельду. Соединение между двумя последними реками и есть канал Огинского протяженностью 54 километра по территории Слонимского, Пинского, Ивацевичского и Ляховичского районов Беларуси. Это вторая водно-транспортная артерия вместе с Августовской – не только памятник гидротехники ХVIII-ХIХ веков, но и свидетельство ума и трудолюбия белорусов. Уже в те века водными путями они были связаны практически не только с Европой, но и с Ближним Востоком.
Так что на сегодняшний день слышно о работах в зоне канала Огинского? По словам специалистов инспекции госконтроля за использованием и охраной вод Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, говорить о начале реконструкции пока рановато. Не готова в полной мере проектная документация, которую разрабатывает «Полесьегипроводхоз». Сумма финансовых предполагаемых затрат обойдется примерно в 40 миллиардов рублей без услуг проектировщиков. Но одно можно сказать с уверенностью: начнется реконструкция с десятого шлюза, который находится на Щаре. И затем сначала до озера Выгонощанского – первый этап реконструкции, на который пойдет 5,2 млрд. руб. И так постепенно, поэтапно до Ясельды с ремонтом всех 10 шлюзовых камер. Пока никакого движения около канала нет, разве что строится подъездная дорога к шлюзу в Слониме, чтобы потом незамедлительно начать работы. Когда они развернутся, никто сказать точно не может. Все закрутится, как только «добро» дадут в соответствующих министерствах и ведомствах. Тем более что на это потребуются огромные финансовые вложения, которых в настоящее время нет.

Так что же это за сооружение, к которому мы вернулись почти через 200 лет?
Вот что рассказывает краевед Лариса МАКАРЕВИЧ:

– Согласно историческим источникам, упоминание о канале начинается с той поры, когда в 1767 году каморник (имя его неизвестно), измеряя владения Телехан и деревень вокруг них, пришел к заключению, что между Щарой и Ясельдой можно проложить водный путь. Вокруг-то одни болота с озерами. Идея дошла до варшавского комиссара Тадеуша Нарбута, владельца пинских земель, и понравилась. Тут же для разработки проекта был приглашен пинский подстароста Бутримович. И вскоре проект был отослан гетману Михалу Казимиру Огинскому. И идея, и сам проект его так заинтриговали, что он выделил деньги на его строительство. А в 1768 году варшавский сейм тоже поддержал идею.

В итоге Огинский положил на строительство 12 миллионов злотых, а в 1775 году сейм признал начало сплава леса по каналу. Но до конца он еще не был упорядочен, и, согласно историческим документам, строительст­во канала официально закончилось в 1789 году. Но опять-таки, прошло еще несколько лет, пока он был окончательно доведен до полного порядка. И только тогда по нему пошли баржи, пароходы, плоты… На канале работало 10 шлюзов. Некоторые, железные, сохранились до сих пор.

Канал имел важное транспорт­но-хозяйственное значение. По нему перевозилось в Европу все, чем была богата Беларусь, – зерно, меха, мед, лен… По нему также сплавляли лес. А вдоль канала начали образовываться центры промышленности в Пинске, Слониме, Телеханах.

Канал использовался и был в добром здравии до 1941 года. И лишь в 1942 году недалеко от Телехан произошел известный Огинский бой, когда партизаны прорвали блокаду гитлеровцев. Тогда-то и была разрушена вся навигационная система сооружения. После войны канал не ремонтировался, и к нему пропал всякий интерес. К тому же перевозку грузов обслуживала железная дорога. Да и зачем Беларуси, входящей в состав СССР, живущей под железным занавесом, была связь с остальным миром?

Восстановленный вслед за Августовским канал Огинского даст нам возможность совершить путешествия не только в прошлое нашей родины, но и отправиться в странствия на север или на юг Европы. А оттуда – по всему миру.

Оставить комментарий