КОНВОИРЫ МОГУТ ОТДЫХАТЬ

Саммит стран – членов ЕврАзЭС решено собрать в августе снова. На этот раз в России. Поскольку на недавней встрече глав государств в Минске было отмечено, что в деле создания Таможенного союза Беларусь, Казахстан и Россия за последний год не продвинулись ни на шаг.

Формированию единого таможенного пространства и будет посвящен саммит. Ибо шесть лет назад все и затевалось ради этого пространства. А без него не будет ни единых транспортных тарифов, ни общей энергетической политики, ни согласованных действий в отношениях с Всемирной торговой организацией. Без Таможенного союза ЕврАзЭС рискует выродиться в такого же производителя пустых трескучих деклараций, как нынешнее СНГ.

То, что это вполне обоснованное опасение лидеров шести государств, видно по транзитным и торговым проблемам, которые периодически возникают даже между самыми близкими союзниками на постсоветском пространстве – Беларусью и Россией. Недавно наши таможенники и милиционеры установили посты на границе с восточной соседкой. Теперь подакцизные товары провозятся транзитом через белорусскую территорию только в сопровождении своеобразного конвоя. Услуга эта отнюдь не даровая. За каждый километр пути эскорт возьмет с грузоперевозчика доллар. Итого набегает полтысячи «зеленых», пока фура с табаком или алкоголем доедет от российской до литовской границы. А до польской еще дороже обойдется.

Многим памятен недавний скандал с шестью российскими фурами, которые везли водку и сигареты в Калининградскую область. Их задержали как раз-таки из-за отсутствующего сопровождения. Задержали, между прочим, законно. Есть на это соответствующий нормативный акт едва ли не десятилетней давности. Конвой ранее, помнится, приставляли лет пять назад к литовским перевозчикам, которые, случалось, не довозили подакцизные грузы до российских потребителей, беспошлинно сбывая их на территории Беларуси. Одно непонятно: чего это вдруг спохватились-то без малого через полдесятилетия? Тот документ тихо-мирно годами лежал под сукном, а потом вдруг был извлечен из канцелярской пыли.

Российская пресса считает, что официальный Минск таким образом решил ответить на угрозу повышения цены на российский природный газ. Но, на мой взгляд, укус в ответ получился слишком уж нежным, чтобы и в самом деле быть страшной местью. Тут скорее проявилась наша страсть к планированию. Законом о бюджете предусмотрено, что доход от реализации товаров и транспортных средств, конфискованных таможней, должен составить в нынешнем году 62 миллиарда, экономические санкции – еще 7,5 миллиарда, а штрафы – 2,6 миллиарда рублей. Лично меня особенно умиляет эта прогнозная точность до десятых. Видимо, показатель по конфискату оказался под угрозой. Вот и стряхнули паутину с пожелтевшей бумаги.

Уже было, когда из-за конфискаций на таможне страна несла большие убытки, пустив транзит в объезд. Естественно, контрабандистам и прочим грабителям государственной казны потакать нельзя. Но бороться с ними надо все же с головой. Кто мешает, скажем, регистрировать въезд машины с подакцизным грузом на одной границе и выезд на другой? Тогда и сопровождение с его поборами за непрошеную услугу не понадобится.

А еще лучше установить на территории сопредельных государств единые таможенные тарифы. Тогда конец не только транзитным, но и пивным, сахарным, продовольственным, нефтяным и прочим торговым войнам, которые время от времени вспыхивают между Беларусью и Россией, не говоря уж о других странах.

Все эти проблемы и собираются решить президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана на своем августовском саммите. Не надо заранее пророчить им неудачу. Таможенные союзы в мире эффективно действуют, охватывая целые континенты. В этой связи стоит хотя бы вспомнить союз Канады, Мексики и США.

Чем мы хуже?

Оставить комментарий