Шагал и сцена

В Минск привезли небольшой клочок авангарда и вновь от Марка Шагала. За последние семь лет — четвертый. Внучки Белла Мейер и Мерет Мейер-Грабер достали из закромов доселе незнакомые широкому зрителю театральные работы художника. В состав экспозиции Национального художественного музея РБ, открывшейся 7 июля, включены 37 рисунков: акварель, гуашь, масло.

Проект громкий: сценические работы Шагала выставляют впервые. По этому поводу изготовили качественные каталоги, собрали искусствоведов, растянули экспозицию на два месяца, до 12 сентября, подключили компании Peugeot, «Дарида» и «Белавиа».

Журналисты увидели экспозицию первыми. Через час вход в музей заблокировали приглашенными, речами, цветами и шампанским. Мерет Мейер-Грабер символично прокомментировала несколько работ и исчезла. В зал входили по очереди - не хватало места.

Театральных работ у художника немного - выставка почти полная. В 1911 году Шагал исполнял декорации Льва Бакста к балету Н.Н.Черепнина «Нарцисс». После этого услышал от Бакста, что никогда не станет успешным театральным художником. На фоне выверенных рисунков декоратора «Русских сезонов в Париже» шагаловские театральные эскизы выглядят шуткой авангардиста.

Первая часть экспозиции состоит из нескольких работ к спектаклю «Вечер Шолом-Алейхема», оформленного Шагалом всего за 40 дней. Постановка шла в Государственном еврейском камерном театре, открывшемся в 1920 году в Москве. Декоративные росписи зала представлены эскизами «Танец» и «Театр». Художник сочетал живописное панно со сценическими костюмами. Декорации - не иллюзорное изображение места действия, а самостоятельные, выдержанные в плоскости, композиции, в которых обозначена среда обитания шолом-алейховских персонажей. Костюмы создают сценический образ, извлекая из народного быта характерность внешности, жестов, движения.

Вторая часть выставки - период работы над балетами «Жар-Птица» (1945) и «Дафнис и Хлоя» (1958). В этих костюмах для Шагала главное не фактура, а сочетание тонов, пропорций подвижных пятен цвета, их силуэт и ритм, связанный с пластикой танца.

Оставить комментарий