ВРАЧИ НЕ ВИНОВАТЫ

Скоро в стране будут только поликлиники и реанимации. Способна ли Беларусь «потянуть» качественное бесплатное медицинское обслуживание?

СТРАННО КАК-ТО…

Поход в поликлинику у нас обычно занимает целый день. Достался заветный номерок к врачу – постарайся на этот день ничего не планировать. Злопыхающие очереди пациентов: «Мне бы только справку», «Сами здесь давно сидим, врач и так на полтора часа опаздывает с приемом», «Я по талону должна была час назад заходить», «Да и что те врачи, все равно они ничего не знают, вот я вчера, например, к невропатологу ходила…» Неловко как-то: все одно и то же.

ПОЧЕМУ ТАК ПОЛУЧАЕТСЯ?

А вдруг все белорусы заболели, а медики не справляются с таким количеством пациентов? Или так: всех наших врачей переманили коммерческие структуры? А может, упал престиж данной профессии, не хватает новых кадров, никому не хочется становиться врачом? Может и так. Корреспондент «ЭН» поговорила с заведующей женской консультацией одной из минских поликлиник.

– Именно невыносимыми условиями для работы врача сегодня в системе здравоохранения загублено все самое лучшее. Врачам стационаров, возможно, чуть легче (у них есть возможность и время всесторонне наблюдать своих пациентов). А медперсонал поликлиник ежедневно принимает по 40 человек. У нас есть всего 7-10 минут для того, чтобы сориентироваться в жалобах пациента, назначить ему правильное лечение, оказать квалифицированную помощь. Представьте, за этот небольшой промежуток времени доктор обязан завести пациенту карту, если это первое посещение поликлиники, проверить все необходимые документы. Далее, расспросив о жалобах, врач интересуется историей заболеваний, перенесенных ранее пациентом и его близкими родственниками. Анализируя возможное заболевание, грамотный специалист обдумывает все детали: когда и при каких обстоятельствах появились боли, их характер, принимал ли пациент какие-нибудь препараты, становилось ли легче – этих важных деталей может быть так много, что врачу за доли секунды разобраться в состоянии заболевания бывает не просто. Далее пациентка (в данном случае на приеме у гинеколога) раздевается, укладывается в кресло, врач осматривает ее.

В идеале необходимо проверить состояние желудка, молочной железы, прямой кишки, языка и слизистой рта, кожи, проверить на чесотку. Женщина встает после осмотра, одевается. Доктор все еще продолжает заниматься только этой жалобой: как лучше обследовать человека, куда выписать направления, какие назначить медикаменты. Если эта женщина не привита или данные ее флюорографии просрочены, ее также необходимо направить на восстановление этих пробелов, рассказав, где и зачем это лучше сделать. После пациентке необходимо объяснить, какое у нее предполагаемое заболевание, где и какие анализы необходимо сдать, чтобы назначить наиболее подходящее лечение. Далее заполняется масса документации. И, поверьте, бывают более сложные ситуации, когда доктору необходимо проконсультироваться с заведующей, когда заболевание у пациента слишком сложное или когда случаются непредвиденные ситуации (у пришедшего вдруг поднимется давление или пойдет кровь из носа).

– Валентина Дмитриевна, неужели врач успевает сделать все вышеперечисленное в отведенные 7 минут?
– Это физически невозможно. Особенно при нервозности входящих на прием пациентов. Я их тоже понимаю: они взяли талон на определенное время. Но можно ведь и нас попробовать понять: мы делаем тяжелую и низкооплачиваемую работу, за которую нам не положено элементарных уважения и благодарности. В транспорте, в магазинах только и слышишь, какие глупые у нас врачи, не понимают, например, что нужно заочно, без осмотра выписать кому-то рецепт и передать его через присланную дочку.

– Изменится ли ситуация, на Ваш взгляд, после повышения медикам заработной платы?
– Даже если поднять зарплату, государству будет очень сложно привлечь достаточное количество грамотных специалистов. И если закроют все коммерческие учреждения, врачи ни за что не вернутся: уважающие себя люди, поработавшие в других условиях, знают, что десять минут не могут обеспечить хорошее медицинское обслуживание. В данной ситуации нужно не только поднять зарплаты и привлечь новые кадры, но и изменить условия работы врачей, распределить нагрузку. Бесспорно, научная база движется, появляются новые способы лечения, медикаменты и оборудование. Но неизменными остаются невыносимые условия работы. Неудивительно, что большинство специалистов уходит в частные структуры.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА:

Александр СЫКАЛО, кандидат медицинских наук:

– Сегодняшняя белорусская медицина ориентирована на снижение стационарного обслуживания и увеличение доли поликлинического. Проще говоря, планирование лечения не по количеству койко-мест, а по общему числу населения. Это очень неплохая мысль, но, к сожалению, она вынуждает медицину сокращать время осмотра, которое отводится на одного пациента до абсурдных 6-10 минут. В течение этого времени невозможно выслушать и проанализировать жалобы больного, ознакомиться с результатами лабораторных исследований, принять решение о лечении, провести консультацию. Доктор не имеет возможности элементарно обратиться к справочникам, если в этом возникает необходимость. Все это вызывает не только некачественное обслуживание и лечение больного, но и снижение квалификации самих медиков. За столь короткий контакт они не в состоянии проанализировать свою собственную деятельность, не могут полноценно применить свои знания. В результате – проблема, поднятая в этой статье врачом. Было бы неплохо установить (научно обоснованное или по крайней мере сопоставимое с международным) время, отведенное на контакт больного и доктора. Нужно освободить врача от нетребующей квалификации писанины и перепоручить это дело современным методам или медсестре. И самое главное – у врача должны быть стимулы работать лучше, качественнее. Возможно, что-то подобное может быть сделано в рамках страховой медицины.

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Анонимно

В системе здравоохранения люди, не обладающие здравым смыслом и компетенцией в данной сфере. Такие ожидаемые перемены - это усугубление и без того плачевной ситуации.
Balance