КЛЕЙМО КАЧЕСТВА

Уже в декабре статьи расходов белорусов на некоторые ходовые товары могут увеличиться. Ожидается подорожание чая, кофе, биологически активных добавок, обуви, аудио- и видеокассет, CD и DVD, а также мобильных телефонов. Более того, ассортимент многих товаров может значительно сократиться.

Все дело в том, что 27 мая правительство приняло постановление, которое расширило перечень потребительских товаров, подлежащих маркировке обязательными контрольными знаками при ввозе и производстве. Новый перечень начинает дейст­вовать через полгода, то есть в конце декабря текущего года. Так что аккурат к новогодним праздникам будем неприятно удивлены потолстевшими ценниками и похудевшими кошельками.

Слухи о том, что мы можем остаться без хорошего чая, кофе и прочих необходимых товаров, поползли еще в начале весны. Тогда началась работа над изменением перечня. Одно из предприятий, специализирующееся на импорте чая, обратилось к экспертам Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского с просьбой провести анализ возможных последствий. Эксперты подтвердили опасения о подорожании и возможном сокращении ассортиментного перечня. Результаты анализов были направлены в Администрацию Президента, Совет министров и Комитет госконтроля.

По мнению же специалистов Министерства финансов, «введение обязательной маркировки товаров существенно не повлияет на их цену». Как сообщили корреспонденту «ЭН» в министерстве, в настоящее время стоимость одного контрольного знака установлена на уровне 15 белорусских рублей, при этом включение ее в себестоимость продукции не является обязательным требованием для производителей.

Однако эксперты отмечают, что процесс наклейки марок на упаковки с чаем или кофе гораздо более трудоемкий и затратный, нежели на бутылки пива или растительного масла, где потребительская упаковка единообразна. Чай и кофе пакуются и в картон, и в металлические коробки, и в керамику.

Сами предприниматели к ситуации относятся настороженно. По их предварительным подсчетам подорожание той же аудио- и видеопродукции составит минимум 18%. Многие мелкие предприниматели вообще предрекают себе полную «смерть» после вступления в силу данного постановления.

Но ведь правительство принимает эти меры не для того, чтобы ухудшить работу бизнеса или, что вообще недопустимо, «задавить» его. Расширение перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, призвано вытеснить с рынка «теневой» бизнес и защитить потребителя от приобретения подделок. Правда, такие меры в данном случае относятся не ко всем включенным в перечень группам товаров. Если пиратские копии тех же фильмов у нас явление постоянное, то этого не скажешь о чае и кофе. Те же, кто подделками занимается, ими заниматься и будут. Яркое тому подтверждение – подпольное изготовление алкогольной продукции. Во многом маркировка и подорожание только расширяют для «кустарей» рынок сбыта – не все граждане могут позволить себе покупать лицензионную дорогую продукцию. А товары, включенные в перечень, относятся к категории массовых, то есть необходимых фактически каждому.

При этом, как это ни печально, наши правоохранительные органы иногда сталкиваются с поддельными маркировками, так что говорить о полном «спасении» потребителя от нашествия недоброкачественного товара, пока рано. Кроме того, сами по себе контрольные знаки не несут какой-либо конкретной информации о качестве товара. В выигрыше в конечном итоге окажутся те, кто делает контрольные знаки и зарубежные производители, которые будут наклеивать их за определенную стоимость.

Оценивая новый перечень товаров, подлежащих маркировке, эксперты однозначно отмечают, что поддельных товаров, конечно же, станет меньше. Однако при этом контрафакт полностью никуда не исчезнет. Цены же вырастут, что вызовет очередную волну недовольства со стороны потребителей.

В перечень включены: кофе (жареный и нежареный, с кофеином или без кофеина), растворимый кофе, кофейная шелуха и оболочки зерен кофе, заменители кофе; чай со вкусо-ароматическими добавками или без них, растворимый чай, мате, или парагвайский чай; биологически активные добавки к пище в потребительской таре; обувь на подошве из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из текстильных материалов, за исключением бывшей в употреблении; экземпляры фонограмм на материальных носителях в потребительской таре (аудиокассеты, компакт-диски), экземпляры аудиовизуальных произведений (кино- и видеофильмы) на материальных носителях в потребительской таре; мобильные телефоны в потребительской таре, за исключением бывших в употреблении.

Оставить комментарий