КОМУ ЗАЩЕМИЛА РЕКЛАМА?

Количество рекламы в нашей стране невелико. Это сразу бросается в глаза после посещения ближайших соседей – России или Украины. Качество рекламного продукта тоже оставляет желать лучшего. Министерство торговли, контролирующее этот сегмент рынка, предлагает выделить рекламу как особую отрасль экономики.

Однако требования белорусского законодательства, довольно жестко регламентирующего отношения в этой сфере, не всегда создают условия для ее развития. Принятый на минувшей неделе в первом чтении Закон «О рекламе» особых послаблений не даст. Скорее, наоборот.

Может, где-то реклама и является двигателем торговли, но у нас она в первую очередь, судя по заявлению министра торговли Александра ИВАНКОВА, «мощный идеологический инструмент». Отсюда и усиление государственного регулирования в этой области.

Так, например, предлагается законодательно закрепить обязательное согласование рекламы о трудоустройстве белорусских граждан в иных государствах с Министерством внутренних дел, а рекламы об обучении за границей – с Минобразования. Достаточно жестко регламентируется и «медицинская реклама». В частности, установлено, что реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, медтехники и изделий медицинского назначения допускается только в периодических печатных изданиях, определяемых Минздравом.

СПАСАЕМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ…

Министр торговли утверждает, что «импортной» рекламы у нас много. По статистике, наши отечественные предприятия направляют на рекламу всего лишь 0,4% всех расходов, в то время как по законодательству они могут на этот вид деятельности направлять 2,3% от всех расходов. Исправить положение дел Минторг намерен введением в законопроект требования «по производству рекламы отечественных товаров с привлечением белорусских организаций и граждан». Непонятно, правда, как эта норма увеличит количество рекламы белорусской продукции. Рекламопроизводителям это, конечно, прибавит заказов, и, следовательно, денег. А вот у отечественных предприятий может просто уменьшиться возможность выбора. Ведь многие сегодня предпочитают заказывать рекламные ролики, буклеты и прочее в России, Украине, Прибалтике.

… И ЗАЩИЩАЕМ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Потребителю просто повезло: его избавят от псевдомедиков в белых халатах, агрессивной рекламы, спама в почтовом ящике и на мобильном телефоне. К 2010 году он перестанет видеть на щитах торговые марки сигарет, а реклама алкоголя станет и вовсе незаметной. Иногда кажется, что если бы разработчикам дали волю, то они и вовсе бы «спасли» потребителя от любой рекламы.

Особой темой при рассмотрении законопроекта стала реклама на ТВ. Без сомнения позитивной является норма о запрете увеличения звука трансляции во время рекламных пауз. Правда, многие парламентарии и вовсе требовали отвести для телевизионной рекламы отдельное время в эфире, чтобы она, как выразилась Мария ХУДАЯ, не «насиловала людей». «Пусть отведут в удобное время 30-40 минут, те, кто интересуется, смотрит эту рекламу, не надо прерывать социально значимые передачи и фильмы», – заявил депутат Анатолий СОЛОВЬЕВ.

Но, как справедливо отметил министр торговли, при сокращении объемов рекламы на ТВ, что «реклама является одним из источников дохода телеканалов, ее уменьшение неминуемо приведет к снижению доходности организаций и скажется на качестве телевизионного продукта».

«СОЦИАЛКУ» ОТДАЛИ НА ОТКУП ГОСУДАРСТВУ

Новая редакция Закона «О рекламе» вносит дополнительные требования к социальной рекламе. Она, что естественно, не должна носить коммерческого характера. А потому, ее заказчиками определены исключительно государственные органы. Также сохранена норма об обязанности рекламораспространителя безвозмезд­но распространять социальную рекламу в пределах 5% объема вещания, отведенного для рекламы. Вместе с тем, как отметил А.Иванков, объемы социальной рекламы по отдельным тематикам, особенно на ТВ, остаются неудовлетворительными. Увеличить ее количество не позволяет ограниченный финансовый ресурс. Решение проблемы предусмотрено в виде обязанности рекламопроизводителей безвозмездно производить «социалку» в пределах 5% объема годового производства рекламы. Министр допустил, что это может сказаться на качестве, однако, понадеялся, что «наработанная практика и формы поощрения добросовестных рекламопроизводителей не позволят превратить социальную рекламу в некачественный продукт».

ЦИТАТА В ТЕМУ

Депутат Виктор ГУМИНСКИЙ:

«Есть неэтичная реклама, но надо добавить пункт о неэтичном размещении рекламы. Например, в День Великой победы идет реклама препарата «Простамол-уна»… Вот этот мальчик писает мимо горшочка, это же кощунство, а потом показывают шествие ветеранов. Разве так можно? Такое впечатление, судя по интенсивности этой рекламы, что у всех мужчин в Беларуси защемило».

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Людмила СМОЛИЙ, директор рекламного бюро «СВС»:

– В целом я согласна с нормами новой редакции Закона «О рекламе». Однако при этом, хотелось, чтобы разработчики не забывали о том, что реклама – это выгодный ресурс для пополнения доходной части бюджета. Не вкладывая ничего, государство может получать за счет рекламы значительные финансовые средства, не говоря уже о том, что утверждение «реклама – двигатель торговли» справедливо на все сто процентов. При наличии малейшей конкуренции товар или услуга требуют продвижения на рынке. Ужесточение требований к рекламе может усложнить этот процесс.

Именно поэтому рекламное законодательство нуждается в точности формулировок. Если, например, говорится о запрете агрессивной рекламы, нужно четко прописывать, что это такое. Ну и, естественно, хотелось бы, чтобы законодательство в области рекламы отличалось стабильностью. Всем было бы проще, если бы Закон был хорошо проработан, и, опираясь на него, можно было бы выстраивать свою деятельность.

Александр ГИЛЬБУРД, директор рекламного агентства «Колор Экспресс»:

– С одной стороны, многие вещи абсолютно правильные. Это, например, ужесточение требований к рекламе табака, алкоголя, медикаментов. Но с другой стороны, документ слишком бюрократичный и породит много неразберихи. Например, пункт законопроекта, говорящий, что «размещаемая (распространяемая) на территории РБ наружная реклама должна изготавливаться только с привлечением юридических и физических лиц РБ». Часть транснациональных компаний, которые используют в рекламе, например, «звезд» шоу-бизнеса или известных спортсменов не имеют права менять лицо компании, так как это оговорено условиями контракта. Ведь производитель хочет, чтобы мы и в Минске, и в Москве, и в Париже видели один и тот же плакат. Кроме того, делать для какой-то отдельной страны новое «лицо» – дорогое удовольствие. Такие требования просто приведут к уменьшению рынка.

Оставить комментарий