КОМУ БЬЕТ В НОС КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС?

Как не бьется правительство за то, чтобы цены за услуги ЖКХ росли не так быстро, а цифирки в жировочках растут, и сделать ничего, похоже, нельзя. Потому что чиновники эти цифры берут, похоже, из собственной головы.

ТЫ ПОЧТО БОЯРЫНЮ ОБИДЕЛ, СМЕРД?

Продолжая собственное журналистское расследование квартирного вопроса, выяснил, что ЖЭС, являясь государственной структурой, не может проявить должную требовательность к органам власти, чтобы в полной мере получить бюджетную дотацию (295,5 руб.кв. м) на техническое обслуживание жилья. Просто боятся подчиненные нахально требовать у начальства денег. В результате, недофинансирование составляет 30-50%, что, сами понимаете, как сказывается на качестве содержания жилых домов. Владельцы квартир, естественно, хотят, но не могут контролировать деятельность жилищно-коммунальных служб. С кого, а главное, каким образом спросить? Где узнать, почему норма себестоимости технического обслуживания жилья является одинаковой для новых и довоенных, панельных и кирпичных, высотных и малоэтажных, дорогих и дешевых домов? В силу же маленьких зарплат населения и скудных бюджетных возможностей по дотации жилищно-коммунальной отрасли себестоимость техобслуживания сильно занижена. К примеру, в ФРГ она равна не меньше двух евро за 1 кв.м, что более чем в 10 раз выше, чем в Беларуси. Это означает, что финансирование технического обслуживания жилых домов у нас не только организационно и экономически затратное, но и явно не достаточное со стороны местных органов власти, так как действительные потребности по содержанию жилья куда более высокие. Те же дома (частные, кооперативные и товарищества по совместному домовладению), которые перешли на самообслуживание, то есть отказались от услуг государственных ЖЭСов и не смогли «выбить» госдотацию (295,5 рубля за квадратный метр), все оказались в самом плачевном состоянии.

Далее, в силу инерционно продолжающихся следствий советского и постсоветского периодов в сфере жилищной политики не сформировался обученный общественный актив или профессиональные работники. К примеру, адвокаты, юристы, которым жители могли бы доверить защиту своих жилищных прав, в том числе в судах. В результате, жители, которых никто не информирует о ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве страны, разобщены и беззащитны, а ЖЭСы, не встречая протестов и требований со стороны жителей, «толкуют» их права по своему усмотрению.

ЗАПЛАТИ ЗА «ИЗЛИШКИ» И ЖИВИ СПОКОЙНО

У некоторых наших граждан образовалась якобы излишняя площадь (норма: 20 кв. м на 1 человека плюс 10 кв. м на семью), как правило, из-за смерти одного из супругов, или дети переженились и перебрались в собственные квартиры, другой житейской коллизии. Государство установило для таких граждан тариф ежемесячной оплаты, равный полной себестоимости технического обслуживания, то есть 499,5 руб. за квадратный метр. Между тем государственные жилищные службы техническое содержание, ремонт квартиры за эти деньги не осуществляют. Не зависят от излишней площади и расходы на оборудование, инженерные коммуникации, места общего пользования (лестничные клетки, тепловые узлы и т.д.). За что же люди платят дополнительные деньги? Это взимание денег у жильцов прикрывается аргументом невыделения государством дотаций на «излишнюю» площадь.

Кроме того, указанную более высокую оплату за якобы излишки площади часто включают в общую сумму технического обслуживания, по которой рассчитывается размер отчислений на капитальный ремонт. В результате, за две квартиры одинаковой площади платятся совершенно разные суммы, а услуги (можете смеяться) получают одни и те же. Если это просто глупость, то глупость в особо крупных размерах!

В этом же ряду сбора с населения дани ни за что стоит налог на землю, который оплачивают жители домов, имеющие юридические лица (ЖСК, товарищества, частные дома). Несмотря на то, что имеются письменные «признания» полномочных министерств о том, что платежи за землю относятся на затраты и возмещаются бюджетными дотациями, повсеместно и масштабно вот уже много лет распространена практика насильственного сбора с жителей кооперативных домов и товариществ дополнительных средств для уплаты указанного налога. Если же учесть, что только ЖСК составляют в структуре многоквартирного жилья городов 20%, то очевидно, что сомнительные платежи касаются почти 1 миллиона человек. Заметим, что они собираются незаконно, ибо входят в затраты на обслуживание жилья, что должно покрываться в нынешних условиях дотациями. На обращение граждан, ЖСК, товариществ и их союзов о незаконности таких поборов с населения жилищно-коммунальные службы никак не реагируют.

ПЛАТИТЕ БОЛЬШЕ!

Или вот еще один пример «толковости». Минский горисполком принял решение от 17.07.2001 г. № 920 «О дополнительных мерах по ремонту и поддержанию порядка в подъездах жилых домов», которым осуждается вандализм в подъездах домов, а жилищные органы нацеливаются на сбор дополнительных денег с жителей для оплаты косметического ремонта, уже оплаченного ими по статье технического обслуживания. В результате привычной для чиновников особой прилежности, когда поступает приказ что-либо у кого-либо отнять, в Минске уже несколько лет проводится масштабная кампания изымания средств у горожан, в большинстве своем без их письменного согласия или заключения с ними договоров.

Вот типичный пример. В подъезде моего дома произвели косметический ремонт. Побелили потолок и покрасили стены, естественно, не советуясь с жильцами, ядовито-зеленым цветом. После этого стали собирать с жильцов деньги – по 18 тысяч «зайчиков» с квартиры. Старшая по подъезду, проводившая эту акцию, сообщила, что делается это по распоряжению городских властей. Во всяком случае, так ей сказали в родном 32-м ЖЭСе. Однако впоследствии оказалось, что два этажа, где живут в основном ветераны труда и войны, вообще не стали ремонтировать, потому что люди отказались платить. Потом вроде бы согласились, но ремонтники запросили тогда уже не 18 тысяч, а в два раза больше. Ремонт ветеранам все-таки сделали по той же цене, что и другим, но осадок-то остался. Главный инженер 34-го ЖЭСа вроде бы даже удивилась, что взяли так много, и пообещала узнать у мастера, производившего ремонт, почему жильцам подъезда пришлось платить именно столько. На вопрос, по чьему указанию проводился платный ремонт, главный инженер сослалась на то самое решение Мингорисполкома № 920 от 17.07.2001 г. и добавила, что жильцы могли бы ремонт и не делать, так как его производили на паритетных началах: часть ремонта оплачивал ЖЭС, а часть – жители. Тогда как понять правила и нормы технического обслуживания жилого фонда, утвержденные Министерством жилищно-коммунального хозяйства Беларуси? Их что, можно не выполнять нижестоящим организациям, в частности ЖЭСам? Похоже, что мэр Минска просто послал министра ЖКХ к известной матери, и ему их жилкомхозовский норматив – вовсе не указ. В подъезде должно быть чисто, а то, что люди трижды платят за одно и то же, никого из отцов города, похоже, не волнует. Хотите знать, где вся эта почти детективная история происходила? В самом центре столицы на проспекте Независимости во втором подъезде дома № 29.

***

Теперь о морали этой истории. Следует потребовать с чиновников жилкомхоза всех уровней то, что они обязаны выполнять. Если собирают дополнительные деньги работники ЖЭСов, немедленно, причем письменно, сообщайте об этом в соответствующее министерство. В нашем случае – это Министерство жилищно-коммунального хозяйства. А второй экземпляр присылайте в редакцию нашей газеты с пометкой «Квартирный вопрос».

В следующий раз я вам расскажу почти фантастическую историю о том, как целый дом перестал пользоваться услугами ЖЭСа, люди стали меньше платить, а чистоты и порядка в подъездах стало гораздо больше.

Оставить комментарий