СТРАСТИ ПО ПРОХЛАДЕ

Если верить статистическим данным, в последние годы в Беларуси стремительно падает потребление мороженого. Если за 1999 г. продано 37 тыс. т, то в 2003 г. - только 22 тыс. Можно предположить, что в этом году эти цифры тоже не увеличатся, поскольку отнюдь нежаркое лето вовсе не стимулирует массовое поедание холодного сладкого лакомства. Специалисты-аналитики утверждают, что мороженщиков значительно потеснили производители кондитерских изделий, хрустящих кириешек, чипсов и пива, при чем в основном российского происхождения.

Пока основная конкуренция на данном сегменте рынка происходит между предприятиями, находящимися в ведении Минсельхозпрода и «частниками». Несмотря на то, что мороженое, изготовленное на молочных заводах и комбинатах, все еще остается хорошего качества, рентабельность этих предприятий способна охладить гораздо быстрее самой продукции. В последние годы она упала до минимальных величин - 1,5-2%. И это притом, что частные компании, благодаря возможности приобретать современное оборудование, с 1999 года увеличили объемы производства в 10 раз.

Наших мороженщиков «съедят» россияне?

Вариант того, что российские производители мороженого вслед за пивоварами придут отвоевывать у белорусов потребителя, вполне возможен. Иностранный капитал уже давно и вполне успешно опробовал вхождение на наши рынки в виде ИП и СП. Яркое подтверждение тому – «Санта-Бремор» и «Морозпродукт». Кстати, руководители именно этих предприятий начали вести разговоры о создании у нас союза мороженщиков, аналогичного российскому. Дальше разговоров дело не пошло. Хотя при нынешней ситуации на рынке вовсе не помешало бы пролоббировать интересы в госструктурах.

В условиях обострения конкуренции не исключено, что Минсельхозпрод начнет вводить ограничительные меры в отношении импорта, что в первую очередь затронет права потребителей. Хотя об этом пока не говорят открыто, поскольку товарооборот между странами не очень масштабен. Вместе с тем за два последних года объем нашего экспорта мороженого в Россию снизился на 62%. Пробиться к россиянам нам мешает действующее межправительственное соглашение, по которому наши предприятия при экспорте продукции в Россию должны уплачивать НДС. Российские экспортеры этого делать не должны, однако пока такой своей привилегией пользуются не очень активно.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!