ВАЖНЕЕ ЕДЫ

В знаменитой сказке Редьярда Киплинга «Маугли» в засуху джунгли объявляли Водяное Перемирие. И тогда тигр мирно лакал воду рядом с оленями. «Это потому, что питье важнее еды», – справедливо сказано в той мудрой книге.

Немалая часть белорусского общества еще помнит недоедание. Поэтому значительную долю в семейных бюджетах многих наших соотечественников занимают расходы на вареную колбасу, макароны и хлеб, а на безградусное питье затраты не столь щедры. Во всяком случае, минеральной воды и безалкогольных напитков сосед-поляк, литовец, латыш, не говоря уж о немце, французе, шведе, выпивает куда больше за белоруса. Наш брат все еще предпочитает коктейль «Бактериальный» из-под крана.

Но все же прогресс приходит и в наши палестины. Все больше людей заботятся о своем здоровье и потребляют покупную воду. Она лучше очищена, обогащена полезными микроэлементами. К тому же относительно недорога. Сейчас рынок питьевых и минеральных вод один из самых быстрорастущих. Если в позапрошлом году безалкогольных напитков реализовано в нашей стране на 132 миллиона долларов, то в прошлом уже более чем на 140 миллионов.

Это одна из немногих сфер в отечественной экономике, где тон задает частный бизнес. Из 25,9 миллиона декалитров безалкогольных напитков, произведенных в Беларуси в минувшем году, 17,1 миллиона приходится на долю предприятий, которые по государственной статистике проходят по графе «без ведомственной подчиненности». Для сравнения: концерн «Белгоспищепром» произвел только 4,8 миллиона, а Белкоопсоюз – 2 миллиона декалитров прохладительного питья. Розлив минеральной воды в частных компаниях достиг 10,7 миллиона, а на предприятиях концерна «Белгоспищепром» остановился на 6 миллионах декалитров.

Обветшавшим государственным и кооперативным производствам все труднее обновлять ассортимент продукции. Многие предприятия, особенно коммунальной собственности, часто вынуждены выпускать один вид товара, который приносит какую-то прибыль и худо-бедно продается. Мощные же частные компании все шире применяют современные технологии, увеличивают предложение производимых продуктов, используют современные маркетинговые схемы. У них уже определились лидеры. Сейчас товары предприятий «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» и Минского завода безалкогольных напитков обеспечивают около 60 процентов общего объема продаж в своем секторе внутреннего рынка. Еще 20 процентов приходится на долю «Аква Трайпл», «Дариды», «Вейнянского родника».

14 долларов, которые средний белорус тратит за год на прохладительные напитки, – сумма совсем небольшая. Рост реальных денежных доходов населения и поворот все большей его части к здоровому образу жизни сулит и в дальнейшем рынку питьевых и минеральных вод бурное развитие. Условия его насыщения у Беларуси самые благоприятные. Разведаны 411 месторождений высококачественных минеральных вод. Они расположены на всей территории страны. Достаточно и мощностей по их добыче и розливу. В Гродненской и Витебской областях они практически не загружены. То есть ничто не мешает избавить белорусов от питья из-под крана, тем самым продлив соотечественникам годы жизни.

Наша минеральная вода и другие безалкогольные напитки вполне могут стать весомой статьей экспорта. Пока за границей за год продается этого товара на довольно скромную сумму в 5 миллионов долларов. Импорт же в семь раз больше. Причем качество завозного прохладительного питья часто хуже отечественного.

Однако воспитанием у населения культуры потребления в государстве нашем никто не занимается. Что очень печально для судьбы нации. Ведь питье – важнее еды. Особенно в постчернобыльской Беларуси.

Оставить комментарий