ТВОЙ ДОМ – ТВОЯ КРЕПОСТЬ? Панельный дом рассчитан только на 40 лет

Если в вашем доме не течет крыша, не проржавели трубы, не воняет в подъезде, в квартире тепло и сухо, а заплатить за жилищно-коммунальные услуги сотню другую «баксов» для вас не проблема, не читайте эту статью! Она для тех, кто ездит в метро, автобусе или трамвае, тех, кто экономит каждый рубль, доживая до получки или пенсии, тех, кто хорошо подумает, прежде чем купить что-либо из одежды или мебели, тех, для кого приватизированная квартира – единственная серьезная ценность.

Англичане говорят: «Мой дом – моя крепость!». Мы можем только завидовать гордым и богатым обитателям туманного Альбиона. И хотя туманов и дождей у нас тоже хватает, но вот надежное жилище есть далеко не у каждого. Дело даже не в том, что квартирный вопрос по-прежнему стоит остро и желающих улучшить свое жилье по-прежнему миллионы. Да, в последние годы белорусы стали зарабатывать больше, чем раньше. Пусть понемногу, но растут их счета в сбербанках. Но, мои дорогие читатели, не сильно-то губу раскатывайте, а лучше приберегите свои денежки на черный день. Думаете, что он еще нескоро для вас настанет? Ошибаетесь! Вы, кажется, в панельном доме живете? В семидесятом году, говорите, построен? Тогда вынужден вас огорчить, потому что домик ваш уже на ладан дышит, ибо срок ему конкретный отведен: 40 лет. А дальше, это уж как судьба распорядится. Может в одночасье, как карточный домик, рухнуть, а может еще лет десять-двадцать, а то и больше простоять. Бывший министр жилищно-коммунального хозяйства Милькота, будучи при власти, на одной пресс-конференции «гениальную» мысль родил: «Дома, они, как люди. Есть хлипкие, те быстро загибаются, а есть такие могучие старики, которые сто лет живут и все им ничего!». Оно вроде бы и так, да как определить, что именно ваш дом и есть тот самый «могучий старик», который сто лет простоит. Все, может быть, обойдется, да вот только осознавать, что живешь в доме, который никто двадцать, тридцать, сорок лет не обследовал и капитально не ремонтировал… Если к тому же учесть, что климат у нас влажный, что во время строительства материалы обязательно воровали, а значит, технология не на сто процентов соблюдена, что панели держатся на сварке, что металл может проржаветь и тогда…

Вообще-то, во всем мире панельные дома считаются временным жильем. Они обычно возводятся после катастроф, войн, других стихийных бедствий. Соглашусь, что после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов такие дома надо было строить, чтобы хоть как-то расселить лишившихся жилья людей. Но вот мэр Москвы Лужков без раздумий снес микрорайон «Черемушки», состоявший из панельных «хрущевок» построенных в 60-е годы, потому как понимал, что эти дома вот-вот падать начнут. Тогда почему в нашем благословенном Минске до сих пор панельные дома строят в массовых объемах? Какое такое стихийное бедствие мы сегодня переживаем?

А ЧТО У НАС, РЕБЯТА, В ГОРОДАХ

В настоящее время в городах Беларуси содержание жилья является одной из самых насущных и на первый взгляд не разрешимых проблем как для власти, так и для жителей. Что порождает подобный пессимизм?
Если говорить не научным, а нормальным языком, то мы имеем в виду то, что ни жилец, ни государство по бедности не способны «отстегнуть» на содержание дома столько, сколько нужно, и их, как надо, не обслуживают.

Рассмотрим обычную жировку, а правильнее сказать счет-извещение за, скажем, апрель 2006 года, по которому каждый житель оплачивает содержание своей квартиры. Давайте разберемся, сколько мы платим и за что.

Прежде всего мы платим за техническое обслуживание. Оно включает в себя весь комплекс работ по содержанию дома от крыши до фундамента и придомовой территории. Минэкономики периодически устанавливает норму себестоимости технического обслуживания. По состоянию на апрель 2006 года она равна 499,5 руб. за квадратный метр общей площади. Мы, владельцы квартир, платим 204 рубля, а 295,5 доплачивает государство. Разница (499,5-204=295,5 руб. кв. м) является нормой для выделения эксплуатирующим организациям (государственным жилищным организациям, товариществам собственников, жилищно-строительным кооперативам, иным юридическим лицам) бюджетных дотаций по возмещению части затрат, связанных с содержанием и ремонтом жилого фонда. (На январь 2005 года норма себестоимости техобслуживания составляла 377 руб. за кв. м. Жилец платил 154 рубля, а государство доплачивало 223 рубля за кв. м).

Теоретически, то есть по нормативным актам, все затраты на техническое обслуживание каждого городского дома оплачиваются жителями, совместно с бюджетными дотациями, в полном объеме. Следовательно, жилые дома и их оборудование должны содержаться в исправном и надлежащем состоянии в соответствии с Правилами и нормами, утвержденными Министерством жилищно-коммунального хозяйства. Они, эти самые правила и нормы, увидеть которые простому человеку достаточно трудно, утверждают, что… неисправности аварийного характера санитарно-технического оборудования, мусоропроводов, электрооборудования и освещения, лифтов, а также: протечки кровли, стыков стеновых панелей, повреждения водосточных труб, нарушения наружных стеновых поверхностей и штукатурки, разбитые стекла на лестничных клетках, неисправности общедомовых приборов учета тепловодоэнергоресурсов и так далее должны устраняться по перечню, в зависимости от вида неисправности: немедленно; в течение 3 часов; в течение 1 суток; в течение максимум 5-7 суток.

Вот и все, других нормативов не существует! Поэтому хочется спросить у чиновников от ЖКХ: почему практически в каждом доме мы видим загаженные подъезды, поломанные двери, разбитые окна, годами текут крыши и стеновые стыки, промерзают стены, разбиты малые архитектурные формы и внутридворовые проезды, до последней степени изношено оборудование и инженерные коммуникации?

Почему своевременно не осуществляется текущий ремонт подъездов, коль жители за него платят и по нормативам его надо делать один раз в 5-6 лет?
Почему вокруг такая грязь? Ведь жители исправно оплачивают жилищным службам (цитирую нормативы, утвержденные Министерством жилищно-коммунального хозяйства) и за ежедневное влажное подметание и мытье лестничных площадок и маршей ниже 3-го этажа; и за трехразовое в неделю влажное подметание лестничных площадок выше 3-го этажа; и за двухразовое в месяц мытье лестничных площадок и маршей выше 3-го этажа; и за ежедневную промывку, очистку, уборку мусоросборников, мусоропроводных камер, отвозку мусора и уборку придомовой территории. Куда денежки-то уплывают?

Почему жители должны терпеть перебои с холодной и отключение горячей воды? Почему жилищные службы не выполняют свои обязанности, причем за деньги жителей?
Знаю, что вы сами себе, уважаемые читатели, ответите. Мол-де так всегда было и сделать ничего нельзя, но давайте вернемся к нашим баранам, то есть квартирному вопросу. В чем уродливость отношений жильца и ЖЭСа?

Во-первых, в том, что жители всех жилых домов, которые обслуживают государственные жилищные службы (ЖЭС), ежемесячно вносят в ЖЭС «автоматические» платежи, не имея процедурного права на контроль за расходованием своих средств. В результате, житель оказался отстраненным от контроля услуги (мы все еще говорим о техническом обслуживании (ТО), первом пункте нашей жировки), которую ЖЭС обязан ему оказать. ЖЭС является заказчиком и исполнителем в одном лице.

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

В левый карман ЖЭСа автоматически приходит «Доход», от жителя (204 руб./кв.м) и бюджетная «Дотация» от государства (295,5 руб. кв.м), которые он волен безо всякого контроля перекладывать в свой правый карман, как зарплату и премию. Вот и выходит, что работники ЖЭСов получают деньги за услуги, которых не оказывали! Они заинтересованы как в больших доходах, так и в больших расходах. Так они жили при социализме, по той же схеме живут и сейчас. К сожалению, деятельность жилищно-эксплуатационных служб подчинена затратным целям, освоению объемов, а не обслуживанию жильцов. Это как если бы вы пришли в магазин, дали денег продавцу, а потом попросили у него килограмм колбасы, а он дал бы вам полбуханки вчерашнего хлеба и плавленый сырок, да еще нахамил, если бы вы осмелились ему возразить. Возможна такая ситуация? Даже в сельском магазинчике покупатель сначала выберет товар, потом взвесит его, а уж потом, по факту, заплатит. А если купленный продукт окажется некачественным, то вам вернут деньги, а магазин будет наказан. Услуги ЖЭСов – такой же товар, только нам не дают его взвесить, понюхать и вернуть, если он нас не удовлетворяет. Почему? Об этом и других квартирных вопросах – в следующем номере.

Оставить комментарий