ИНОСТРАННЫЙ РУБЛЬ РЕШИЛИ НАПУГАТЬ

Депутаты приняли проект изменений и дополнений в Инвестиционный кодекс. По статистике, доля накопленных нашей страной прямых иностранных инвестиций составляет примерно 0,02%. Согласно докладу о мировых инвестициях Конференции ООН по торговле и развитию, по привлеченным в страну ПИИ на душу населения (208 долларов) Беларусь в 7,6 раза отстает от Польши, в 35,2 раза – от Эстонии, в 7,2 раза от Казахстана, в 3,3 раза – от России.

На минувшей неделе в первом чтении была принята новая редакция Инвестиционного кодекса, регулирующая основные правила игры на инвестиционном поле. Не хочется выглядеть пессимисткой, однако есть основания предполагать, что поправки, одобренные депутатами, никак не улучшат существующего положения.

ЧТО НОВЫЙ КОДЕКС НАМ НЕСЕТ?

По словам представлявшего в Овальном зале документ заместителя министра экономики Леонида ДЕМИДОВА, «внесение поправок обусловлено необходимостью уточнения правового режима коммерческих организаций с иностранными инвестициями с целью создания одинаковых условий хозяйствования иностранным и отечественным товаропроизводителям».

В кодекс внесены изменения в отношении компенсации стоимости национализированного и реквизированного имущества для иностранных и национальных инвесторов. В частности, предлагается установить, что такая компенсация должна быть равной рыночной стоимости инвестиционного имущества.

Из кодекса также исключается положение, позволявшее коммерческим иностранным предприятиям создавать в неограниченном количестве дочерние и зависимые общества, дочерние унитарные предприятия, которые могли пользоваться льготами по налоговым платежам. Таким образом происходило многократное льготирование в отношении одного и того же капитала. Подобная практика, отметил заместитель министра, экономически неоправдана и, по сути, не приводит к росту инвестиций.

Отмена данных льгот призвана уравнять условия хозяйствования для иностранных и отечественных производителей, а также сделать инвестиционное законодательство, по мнению Л.Демидова, «более понятным для иностранных инвесторов».

Однако одним из самых главных камней преткновения стало удаление из новой редакции Кодекса статьи о пятилетнем моратории на изменения законодательства, ухудшающие условия деятельности в Беларуси иностранных инвесторов. Проще говоря, инвестор, который, как известно, всегда жаловался на нестабильность белорусского нормативно-правового поля, теперь просто изначально будет предупрежден, что никаких гарантий стабильности и неизменности ему никто обещать в Беларуси не будет. По мнению замминистра экономики Леонида Демидова, статья о моратории на изменении законодательства не работала в условиях белорусской экономики.

ИНВЕСТОР: ЛАНЬ ИЛИ ЗАХВАТЧИК?

Многие парламентарии данную норму восприняли в штыки. Так, по мнению Леонида ГУМИНСКОГО, «рановато вносить такие концептуальные изменения… 2,5% иностранных инвестиций от общего числа – это очень мало, а мы хотим и это загубить». Неуверенность докладчика, который как ни старался, но так и не смог дать ни одного полного ответа на многочисленные вопросы, явно наводила многих народных избранников на мысли о том, что документ не следует поддерживать.

Вообще, отношение к инвестиционному климату у всех депутатов разное. Так, например, депутат Виктор КУЧИНСКИЙ, заявил, что будет поддерживать все, что предлагает правительство, «потому что выхода все равно нет, и мы будем надеяться, что вы увеличите эти иностранные инвестиции». Правда, парламентарий встал на защиту именно отечественного инвестора. «Любой иностранный инвестор идет туда, где ему выгодно, где он получит максимум прибыли и максимум условий для его работы. А насколько эти условия созданы для отечественного инвестора? Вы посмотрите, сколько у нас «незавершенки» в стране! Может, это в лизинг передавать. Хочет человек работать, пускай работает», – заявил депутат. И тут же задал риторический вопрос: «Откуда, скажите, пожалуйста, у нас появятся эти инвестиции, если у нас в стране вот это «б/у» стоит дороже, чем построить новое?»

«Самый главный инвестор, который у нас будет, – это будет инвестор отечественный, а на втором месте я беру российский капитал. Иностранный инвестор пойдет в тот сегмент рынка, где он эффективно работает и работает на экспорт – нефть, соль, калийные удобрения, вот туда они готовы прийти. Никто ж не пойдет строить кирпичный завод в Новолукомль, где крупнейшие в Европе залежи глины. Нужно обратить внимание на внутреннюю ситуацию, – напутствовал правительство активист депутатского корпуса. Если мы сейчас войдем в ВТО, вы представляете, какие проблемы начнутся! Там же стандарты, там качество, там квоты. Хотите, чтобы все нормально работало? Создавайте нормальные условия конкретному человеку, конкретной организации и конкретному бизнесмену».

Депутат Василий ХРОЛ тоже поучал правительство. «Мы должны создать конкурентоспособное производство. Что для этого надо?.. По подсчетам экспертов, в каждое рабочее место надо вложить 20 тыс. долларов. Нам нужны инвестиции в размере 60 млрд долларов. Где мы возьмем эти деньги, если доходная часть республиканского бюджета всего 10 млрд долларов? Наши граждане без амнистии капитала, которые хранят свои деньги в трехлитровых банках или в зарубежных (а по некоторым данным это 2 млрд долларов), не станут вкладывать эти деньги в экономику страны. Нам надо создать привлекательный инвестиционный климат. Ведь инвестор – это пугливая лань, которую если хоть один раз вспугнешь, она больше сюда никогда не придет. Нужна стабильность законодательства, а мы что делаем?».

Однако некоторых парламентариев такие заявления явно пугают. Вцепившись в то, что новая редакция Кодекса якобы создает равные условия для отечественного производителя, они говорили о социальной ориентации экономики, явно не понимая, что этот период уже пройден и нужно идти вперед. «Нельзя упускать из виду рост благосостояния наших граждан. А сделать это можно, улучшая макроэкономический климат, а улучшению этого данный документ не способствует», – напутствовала коллегам Ольга АБРАМОВА.

Победило, как всегда, большинство. При 59 голосах «за», и 29 «против» изменения в Инвестиционный кодекс страны были приняты.

Не все депутаты выразили согласие с вносимыми в кодекс поправками. Депутат Василий Хрол считает, что поправки ухудшают инвестиционный климат в Беларуси. «Одним из главных факторов привлечения иностранных инвестиций является стабильное действующее законодательство. Нам надо создавать привлекательный инвестиционный климат, а не наоборот, ведь инвестор – это пугливая лань, которую если хоть один раз вспугнешь, она больше сюда никогда не придет», – заявил депутат Хрол.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Вызвавший споры документ был разработан в исполнение поручения главы государства после референдума 17 октября 2004 года. В частности, было поручено провести уточнение правового режима работы коммерческих организаций и привлечения иностранных инвестиций в целях создания равных условий для отечественного производителя.

Проект Закона, вносящий изменения в Инвестиционный кодекс, изначально внесенный в Палату представителей Советом министров, депутаты планировали отклонить. Однако потом якобы изменились некоторые условия, инвесторы вдруг, по мнению разработчиков, стали лучше оценивать наш деловой климат, и документ было решено принимать. Правда, при этом никто из парламентариев не упомянул, что от помощника Президента Ткачева С.П. была получена докладная записка от 18 января 2006 года №09/119-30 о целесообразности оперативного принятия данного проекта Закона.

Оставить комментарий