ЧТО ВАМ ПОДСКАЗАТЬ, или Как нас заставляют покупать

Кто бы что ни говорил о преимуществе магазинов и бутиков, рынки будут жить, пока будет жить в нас стремление сэкономить. Тут, на рынке, и выбор больше, и цены ниже. Но за все приходится платить. Вспомните, как вы идете между торговых рядов, а к вам справа и слева пристают назойливые продавцы: «Купите вот эту маечку!», «Что вам подсказать?», «Лучше не найдете!». Да и качество приобретенных на рынке вещей не всегда нас удовлетворяет. И во всем этом виноваты, естественно, продавцы. А каково им? В этом попытался разобраться наш корреспондент и отправился торговать на вещевой рынок.

ТОРГОВАЯ НАУКА

Мой рабочий день начался ровно в семь часов утра. С продавцом, которого я собираюсь подменять, мы, как и договаривались, встретились именно в это время у главного входа на один из столичных рынков. Я был еще заспанный, сладко себе позевывал и время от времени потягивался. Илья же, так зовут настоящего продавца, – весьма бодр, как, впрочем, и все остальные продавцы, которые уже потихоньку подтягивались на работу.

Первым делом мы направились на склад за товаром.
– Нет, ты, конечно, можешь товар и с собой забирать, – говорит Илья. – Но вот посмотрю я на тебя, когда проработаешь недельку, и каждый день, утром и вечером, – с тюками на спине. Хотя есть и такие. До денег настолько жадные, что экономят даже на складе. Вот и тащат каждое утро, как улитки, на себе кроссовки, джинсы, маечки да кофточки.

Мы направились к торговой точке. Каждому продавцу отведено свое пространство в торговом павильоне. Там и размещается мое сегодняшнее рабочее место. Иногда из-за места под солнцем возникают локальные рыночные конфликты между враждующими соседями: чей-то товар закрывает вид на товар соседа, чей-то манекен преграждает доступ покупателям и т.д.

– У меня сосед тут справа не слишком дружелюбен. Так что давай аккуратнее. На Западе целая наука есть по тому, как правильно товар располагать, – продолжает Илья. – А у нас? А у нас как захотел, так и расположил. Хотя есть тут свои секреты, своя торговая наука. Ходовой товар надо на самое видное место повесить, а тот, который не модный – подальше.

– А что, вы и за модой следите?
– Да какая это мода?! Знаешь, в чем разница между рынком и, скажем, дорогим бутиком? Последний диктует народу моду, создает у него правильный, хороший вкус, а мы подчиняемся вкусам народа. Причем скажу, не всегда хорошим вкусам. У нас до сих пор сохранились еще такие люди, которые на все блестящее и сверкающее бегут. Ну а что же делать? Не дашь им того, что им надо, – не покушаешь. Так что давай, эти джинсы из этого тюка вот сюда вешай, а из этих – на стены.

ПОСЛЕДНИЕ НАПУТСТВИЯ

Вскоре торговое место было полностью подготовлено к рабочему дню: на стройные девичьи ноги манекена натянуты лучшие образцы продукции, джинсы развешаны по всей строгости торговой науки. Перед тем как начать свою работу, я попросил Илью провести со мной небольшой инструктаж, дать советы, как покупателей заманивать.

– На, кофе выпей, – сказал Илья, наливая мне в пластмассовый стаканчик горячительную жидкость из своего термоса. – А советы просты. Главное увидеть того человека, который тебе по зубам. Если увидел, то сразу же привлекай его внимание. Говори, что хочешь: «Что могу подсказать?», «Чем помочь?». Когда человек начинает тебя слушать, грузи, как сможешь. Говори, что таких джинсов на рынке больше не найдет, а если и найдет, то в два раза дороже. Мол, они спекулянты, а ты сам товар везешь, поэтому и дешевле. Покажи на швы, мол, раз швы нормальные, значит, товар качественный. Если видишь, что покупателю что-то в джинсах не нравится, скажи, что специально для него у тебя припасен самый лучший товар. Достаешь из мешка любые, более-менее приличные джинсы и протягиваешь ему. И самое главное, ненавязчиво предложи примерить. Когда он их надел, расхваливай, как превосходно они сидят, словно под покупателя шили, что в Европе такой фасон сейчас самый модный, что недавно Тома Круза по телевизору в похожих видел. Раз клиент джинсы примерил, а ему еще и по ушам поездили, значит, скорее всего, купит. Да, и главное, когда спросят цену, называй на долларов пять-десять дороже. При торге их и сбросишь: клиенту приятно, и ты не в убытке. Вот, наверное, и все.

– А как же определить того самого, по чьим ушам поездить-то можно?
– Это дело опыта. Ну ничего, если чувствуешь, то быстро научишься. Если не чувствуешь, то не твое это, никогда и не сумеешь. Ведь торгашество – это тоже своего рода искусство.

– Понял. Будем стараться, – сказал я и стал высматривать клиента. Но покупателей было еще немного. Редкие люди проходили мимо. Из-за того, что людей мало, давки нет – люди проходят быстро, целенаправленно идя к уже примеченной ими палатке. Будем ждать. Еще рано, но скоро, буквально минут через двадцать, количество людей резко увеличится, тогда торговля и пойдет.

МОЙ ДЕБЮТ

К павильону подошел мужчина. Начал рассматривать джинсы.
– Что вам подсказать? – растекся я в улыбке. Но покупатель промолчал. Он был занят ощупыванием приглянувшихся джинсов. Я посмотрел на Илью, он мне улыбнулся и дал знак: «Дерзай!».

– Понравились? А вот я не советую эти брать. Я смотрю, вы мужчина солидный, серьезный. Вам и джинсы нужны соответствующие. Вот… – забежал за ширму, быстренько открыл здоровенный тюк и достал первый попавшийся пакет с джинсами. Хотел было уже бежать обратно к покупателю, но задержался: проверил, не те ли это самые, которые только что рассматривал он. Нет, не те. – Вот, смотрите! Каковы?! Брату своему старшему год назад на день рождения такие же подарил. До сих пор носит и благодарит. Посмотрите на швы. Это вам не Китай, и не в подвале в Кунцевщине шили – фирма! Носить будете и радоваться.

– Ну-ка, дай посмотрю, – клиент, кажется, уже был у меня на крючке. Как он ни старался показаться равнодушным, интерес был заметен: внимательно рассматривал покрой, проверил швы, даже вывернул наизнанку одну штанину.

– Да вы примерьте, – продолжал я. – Вот, заходите за ширму. Я вас даже прикрою.
Клиент примерил. Покрутился у зеркала. Джинсы ему явно понравились.
– Ладно! Сколько хочешь?
– Пятьдесят.
– Пятьдесят…
– Но вам отдам за сорок пять.
– Договорились.

Это был мой первый и последний покупатель, которому я продал джинсы. После него на протяжении трех часов у меня не было ни одного клиента. Люди подходили, смотрели и шли дальше. Ни на какие мои уловки они больше не поддавались. Кто-то в ответ на мои «Что предложить?» отмалчивался или отмахивался рукой, кто-то отвечал: «Ничего», а кто-то и «Да что ты можешь мне предложить?!». Последний ответ я слышал в основном от представительниц прекрасного пола.

Ну что ж, видимо, нет у меня чутья на покупателя. Не мое это. Пора ехать в редакцию и писать репортаж о том, как я торговал на одном из минских вещевых рынков.
А напоследок я еще немного поговорил с Ильей.
– А джинсы и правда качественные?
– Как тебе сказать? Я сам такие джинсы ношу. Нормальные джинсы. Разумеется, не американские. Так ведь за американские и качественные надо выложить раз в десять больше, чем за мои. А если и порвутся быстро, за эти деньги джинсы можно каждый год по несколько раз менять. Плохо?
– Возвращают?
– Бывает.
– И что, деньги отдаешь?
– А тут ведь как, чек дал – деньги потом отдал. А чека нет у человека – не помню вас, не у меня покупали, до свидания. Но иногда все же приходится вернуть деньги, когда покупатель назойливый, да и права свои знает. Но это бывает редко. В основном упрашиваешь на обмен на другие джинсы. Во второй раз нормальный человек уже не придет со своими претензиями. Народ у нас такой, абы войны не было, а там – гори оно все гаром. Но попадаются и такие! Был у меня один случай. Мужик пришел с чеком и джинсами моими. Вот говорит, порвались, возвращай деньги. Я смотрю, а там явно ножом или чем-то острым резали на месте разрыва. Говорю, что не моя проблема, лезвием порезали, вот и дырка. Сами виноваты. А он стал меня убеждать, что ничего он не резал, а за такие слова я ему еще и сверху должен заплатить, мол, за моральный ущерб. Я, естественно, отказался и послал его куда подальше. А через неделю приходит и сообщает, что в суд на меня подал. Я за свои деньги тогда экспертизу провел. Все-таки доказал, что дыра возникла не из-за брака, а по вине покупателя вследствие пореза острым предметом. Никакие деньги я не возвращал. Вот такие попадаются. Мужик тот, скорее всего, просто денег заработать на мне решил. Так ведь с нами, рыночными, такое не пройдет. Мы сами на ком захотим заработаем.

Оставить комментарий